Вы просматриваете: Главная > Тематические > Конспект занятия по фгт в средней группе

Конспект занятия по фгт в средней группе

Образовательные  задачи

  • формировать  представления о звуке
  •  учить  правильному  овладению  певческими  навыками.
  • Продолжать  закреплять  названия  муз.инструментов

Развивающие  задачи

  • развитие  музыкального слуха, внимания, памяти,
  • развитие  дыхательной и артикуляционной систем.
  • Развивать  воображение детей
  • Развивать  внимание  и  логику
  • развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать  правильное  интонирование,  

Воспитательные задачи

  • воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

Словарная  работа: колебание,  вибрация

 Оборудование и методическое обеспечение

  • музыкальный  центр
  • фонограммы  Вальс№7  Ф.Шопена;  «Радость  детства» С.Макарова
  • экран
  • проектор
  • расческа, ложка, игрушечные кастрюльки, резиновые  колечки (канцелярские) – на  каждого  ребенка
  • тазик  с  водой  (5 лит.), камешки  разного  размера(3 шт.)
  • музыкальный  инструмент  треугольник  
  • иллюстрации  муз.инстр.
  • столы  для  детей (5шт.)

Структура  занятия:  Всего  занятие  длится  25 мин.

                Вводная  часть – 3 мин.

  1. Знакомство  с новыми  словами  «колебание»,  «вибрация
  2. Закрепление  пройденной  темы  «Музыкальные  инструменты»

Основная  часть – 21 мин.

  1. Проведение  опыта
  2. ИКТ  музыкально – дидактическая  игра  «Назови  лишний  инструмент»
  3. Пальчиковая  гимнастика
  4. Дыхательное  упражнение
  5. Распевка
  6. Пение

Заключительная  часть – 1 мин

                Анализ .

Ход  НОД

1Вводная  часть (3мин.)

1ч. (1 мин.)

Цель: знакомство  с  новыми  словами  «колебание», «вибрация»

Муз.рук.:  Добрый  день,  дорогие  дети!  А  вы  знаете,  что  все  звуки  происходят  от  колебаний – быстрого – быстрого  дрожания  воздуха,  то  есть  вибрация.  Давайте,  все  вместе  скажем  эти  новые слова  «ко-ле-ба-ние» и  «ви-бра-ция».  Способов  заставить  колебаться  воздух  не  так  уж  много.  Потому – то  все  музыкальные  инструменты  делятся  всего  на  несколько  видов.  В  одни  инструменты  бьют  или  их  трясут.  В  другие дуют.  А  третьи  щиплют  за  струны  или  водят  по  ним  смычком.  В четвертые  что  делают? (муз.рук. подводит  к  ответу — «нажимают  на  клавиши», путем  мимического  показа)

          2ч.  (2мин.)

        Цель:  Закрепление  пройденных  тем.

        Муз.рук.: Давайте  вспомним, какие  музыкальные  инструменты  мы  знаем.

Дети  называют  по картинкам знакомые инструменты:  бубен, барабан, треугольник, кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба, скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа, пианино, орган.  Наши  национальные  инструменты: хомус, купсуур, дьа5а, сиксик,  хабыр5ас.

Если  дети  затрудняются назвать,  муз.рук. помогает.

2 Основная  часть

        1ч.  (5мин.)   Проведение  опыта

Цель:  С  помощью  исследования  показать  детям  механизм  извлечения  звука  из  муз. инструментов

        Муз.рук.:  Дрожание  воздуха  называют  колебаниями,  или  вибрацией.  Сейчас  мы  узнаем,  как  различные  инструменты  порождают  вибрацию  воздуха.

        Перед  вами  лежат  расчески,  оберните   ее  пергаментной  бумагой,  прижмите  ее  ко  рту  и  попробуйте  пропеть  звуки.  Чувствуете,   как  бумага  колеблется  и  щекочет  губы?  Так  играет  варган – хомус.

        А  теперь  берем  мисочки  и  ложки.  Кончики  пальцев  приложите  к  мисочке,  чувствуете  вибрацию?  Так  играет  треугольник.

        А  теперь натянем  резинки  на  пальчики  и  легонько  подергаем  за  него.  Делаем  мы  это  осторожно,  чтобы  резинка  не  соскользнула  с  пальцев  и не  поранила  вас.  Внимательно  посмотрите  на резинку,  оберегая  глаза.  Видите,  как  резинка  колеблется.  Если дернуть  посильней,  только  осторожно,  вибрация  усиливается,  а  звук  становится громче.  Так  играет  гитара.  

        Приложите  пальцы  к  горлу, чувствуете  вибрацию?  Оказывается,  когда  мы  говорим или  поем  у  нас  тоже  происходит… (дети  должны  сами  сделать  вывод).  

        2ч. (7мин.)  ИКТ.  Проводится  музыкально – дидактическая  игра  «Назови  лишний  инструмент».  

Цель:  С  помощью  игры  развивать  внимание   и  логику  детей,  закрепить  названия  инструментов.

        Муз.рук.:  Дети, мы  все  уже  знаем  названия многих  музыкальных  инструментов,  знаем  родство  муз. инструментов.  Посмотрите  внимательно  на  экран  и  назовите  один  лишний  инструмент.

        Предполагаемый  ответ: Барабан  и  колокольчик

        Муз.рук.:  Почему?

        Предполагаемый  ответ:  Потому,  что  барабан  не  относится  к  клавишным,  а  колокольчик  не  является  духовым.

        Муз.рук.:  Посмотрите  на  второй  слайд  и  назовите  лишний  инструмент  

        Предполагаемый  ответ: Гармошка  и  фортепиано(при правильном  ответе  муз. Рук  хвалит  детей)

        Муз.рук.:  Молодцы!  А  теперь  подумаем  почему?

        Предполагаемый  ответ: Гармошка  не  относится  к  струнным, а  фортепиано  является  клавишным  инструментом.

        Муз.рук.:  Молодцы!  Посмотрите  внимательно  и  подумайте,  почему  труба  лишняя,  а  фортепиано  не  лишнее?

        Предполагаемый  ответ:  У фортепиано  тоже  имеются  струны,  а  труба  духовой  инструмент.  (Если  дети  затрудняются  с  ответом,  то  муз.рук.  постепенно  подводит  к  правильному  ответу: У  трубы  нет  струн,  а  у  фортепиано,  давайте  вспомним,  что  находится  внутри  этого  инструмента?  Правильно —  имеются  струны  по,  которым  стучат  молоточки).

        Муз.рук.: Теперь  очень внимательно  посмотрите  и  подумайте  почему один  из  этих  инструментов  лишний.  (Если  дети  затрудняются,  то обращаю  их  внимание  на  размеры  и  габариты)

        Предполагаемый  ответ:  Скрипку  держат  в  руке,  а  все  остальные  инструменты  стоят  на полу.

        3ч.  (1 мин.)  Пальчиковая  гимнастика.

Цель: развитие  мелкой  моторики  в  сочетании  с музыкой;  будить  воображение  детей.

Муз.рук.:  Дети, чем и как  играют  на  скрипке? Давайте  покажем  пальчиками,  как   это  делается. Активно двигаем  пальчиками  левой  руки  и  водим  правой  рукой,  как  бы смычком по струнам. А  теперь  покажем, как  играют  на  фортепиано.  (Звучит  в записи  Вальс №7   Ф. Шопена)  

(1мин.) Дыхательное  упражнение

Цель:  будить  воображение  детей,  активизировать  дыхательный  аппарат,  работа  над  дыханием,  артикуляцией.    

Муз.рук.:  Дети,  покажите – ка  мне  как  дуют  в  трубу. Что  мы  должны  сделать,  чтобы  наше  дыхание  не  прерывалось  как  можно  дольше?

Предполагаемый  ответ:  Нужно  набрать  носом, как  можно больше  воздуха  в  легкие  и  выпускать  его  медленно,  по  мере  выдыхания.  

(1мин.) Распевка

Муз.рук.:  В  трубу  подули, а  теперь  тихо – тихо  продудим  в  трубу.  Затем,  постепенно  увеличивая  звук.  Дети,  что  происходит,  когда  мы   своим  голосом  изображаем  трубу?  Приложите  пальцы  к  горлу  и  скажите,  что  вы  чувствуете?  

        Предполагаемый  ответ:  Колебание  

        Муз.рук.:  Правильно,  колебание  или  по  другому  вибрацию.  Звук  появляется,  когда  наши  связки  вибрируют.  Или  звук  появляется  когда  воздух  колеблется.

        (6мин.) Пение

        Цель: Развивать  правильное  интонирование,  учить  правильному  овладению  певческими  навыками. Учить  эмоциональному  отклику.

        Муз.рук.:          Первый  снег, первый  снег!

                        Дети  радости  полны.

                        Поскорее  саночки  бери!

                        И  на  улицу  беги!

Какую песню  Вам  напомнили  эти  строчки?

Предполагаемый  ответ: «Радость  детства»

        Муз.рук.:  Верно!  Давайте  вспомним,  кто  написал  эту  чудесную  песенку

        Предполагаемый  ответ:  Светлана  Макарова        

        Муз.рук.:  Как  мы   должны  петь  эту  песенку?  Какой  у нее  характер?

Предполагаемый  ответ:  Легко  и  весело!

Муз.рук.:  Верно,  при  этом  мы  должны  прикрывать  звуки  «а» и  «э»,  чтобы  наша  песенка  звучала красиво.  На третей  и  четвертой  строчке  не  выкрикивать  концы. И  самое  главное…?

Предполагаемый  ответ:  Брать  дыхание  носом  и  задержать  его у  нас  в  животе.  Как  только,  зазвучит  музыка,  мы должны  начать  двигаться  под  музыку.

3 Рефлексия.(1 мин.)

        Муз.рук.:  Дети,  какие  новые  слова  мы  сегодня  узнали?

        Предполагаемый  ответ:  Вибрация  и  колебание.

Муз.рук.:  Как  происходит  звук,  за  счет  чего?

Предполагаемый  ответ: звук  происходит,  когда  воздух  колеблется.

Муз.рук.: Что происходит,  когда  мы  ударяем  палочкой  по  барабану  или  дергаем  за  струну?  (Если  дети  затрудняются)  Что  происходит,  когда  мы  ударяем  ложечкой  по  мисочке?

Предполагаемый  ответ:  Вибрация  (при  правильном  ответе – молодцы! Как  хорошо  Вы  поняли  наш  маиериал!)

Муз.рук.: Значит  когда  ударяем  по  барабану  или  дергаем  за  струну  происходит…? 

Предполагаемый  ответ:  Вибрация

Анализ:  Новые  слова  усвоили  более – менее  легко. Закрепление  названий  прошло  положительно,  дети  отвечали  активно  с  энтузиазмом.

Компьютерная  игра  детям  очень  понравилась  .  Очень  быстро  нашли  лишние  инструменты  и  что  странно,  совсем  не  затруднились  с  четвертым  слайдом.  С  моторикой  и  дых. упражнениями  дети  справились  очень  хорошо.  Во  время  распевки  с  запинкой  вспомнили  новое  слово «колебание»,  но  во  время  рефлексии  новые  термины  вспомнили  уже  легко.  Пели  легко  и  с  удовольствием.  Были  маленькие  сложности  с  дыханием,  требуется  продолжение  работы  с  автоматизацией  брюшного  дыхания.


Оставить отзыв