Агрессивный ребенок: причины возникновения агрессии, способы борьбы с ней

Возрастные кризисы бывают не только у взрослых. Дети проходят свои кризисные этапы. Одним из признаков очередного возрастного кризиса у детей становится агрессивное поведение.

“У вас агрессивный ребенок”, — заявляют педагоги дошкольных или школьных учреждений. Для родителей подобные заявления выслушивать не приятно, а иногда и вовсе оскорбительно. Их ребенок всегда хорошо себя ведет дома.

Кто же такой агрессивный ребенок? Как определить, действительно ли имеет место агрессивное поведение, или это всего лишь необоснованные претензии со стороны? Как бороться с агрессивным поведением у ребенка, если проблема существует?

Понятие, формы, направленность агрессивного поведения у ребенка

Агрессия — это деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам поведения.

Психологи считают, что проявление детской агрессии связано с желанием выйти из состояния психологического дискомфорта. Проявление агрессии — способ защиты, чаще всего бессознательный.

Детская агрессия может быть выражена в двух формах: открытая и пассивная.

Открытая агрессия проявляется в драках, истериках, оскорблениях и тд. Открытая агрессия, как правило, наносит моральный или физический вред окружающим людям и предметам.

Пассивная агрессия направлена на самого ребенка. Она наносит вред непосредственно ему: кусание ногтей, отказ от еды, выдирание волос.

Детская агрессия может быть направлена на:

  • членов семьи;
  • людей, не являющихся членами семьи;
  • животных;
  • себя;
  • окружающие предметы;
  • виртуальные или выдуманные предметы (компьютерные игры, персонажи фильмов или мультфильмов).

Несмотря на ярко выраженный негатив, присущий проявлению агрессии, агрессивное поведение выполняет ряд полезных функций. В соответствующие этапы развития ребенка агрессивное поведение помогает:

  • освободиться от страха;
  • отстоять свою позицию;
  • защититься от встречной агрессии;
  • адаптироваться во взрослом мире.

Проявление агрессии у детей — явление обычное и часто встречающееся. Главная задача родителей проследить, чтобы агрессия не переросла в патологию.

Другие меры

Как бороться с детской агрессией? Когда малыш или ребенок уже в старшем возрасте агрессивен, следует показать ему отсутствие итоговой результативности агрессивных действий. Он должен понимать, что если в дальнейшем будет проявлять негатив, например, отнимать игрушки у других деток, с ним никто не станет дружить.

Как справиться с детской агрессией? Со стороны родителей социальные поведенческие правила должны быть установлены в такой форме, чтобы она была понятна ребенку. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей, возраст которых составляет 4 года и больше, допускает озвучивание более подробных требований. Вести себя с агрессивным ребенком следует непринужденно. Нужно обязательно его хвалить, когда тот старается над выполнением любой работы. Ребенок будет отвечать с благодарностью.

В большинстве случаев реакция детей правильна. Приступы агрессии у ребенка снимаются путем закрепления полученного результата. Похвалу ребенок способен принимать гораздо лучше, если он видит, что на самом деле им гордятся.

Как помочь агрессивному ребенку? Воспитывать детей нужно не просто путем произнесения банальных фраз, к примеру, хорошая девочка. Нужно выразить доверие в выполнении важных заданий, дать ребенку почувствовать его значимость и потребность в нем.

Как реагировать на агрессию ребенка? В этом вопросе следует быть внимательными. О плохом поведении, неправильных поступках нужно побеседовать с детьми, но обязательно наедине. Нельзя разговаривать при других детях, родственниках, одноклассниках и т. д. Ребенок не сможет полностью раскрыться и доверить свои чувства и переживания, боясь насмешек. Коррекция агрессивного поведения у детей посредством беседы проводится так, чтобы в разговоре применялось минимальное количество эмоциональных слов. Особенно это актуально в отношении детей с умственной отсталостью.

Взрослым следует научиться подавлять агрессию у ребенка. Когда у него истерики, он плачет, кричит, следует его просто обнять. Это действие позволяет снимать эмоциональное напряжение. Истерики будут случаться все реже. У матери будет постепенно уходить меньше времени на успокоение малыша.

В борьбе с такой проблемой нужно запастись терпением. Если ребенок уже проявляет агрессию, значит, ранее были допущены ошибки в воспитании ребенка или же малыша просто не слышат. Часто дети стараются подать сигнал родителям, но те в спешке не успевают правильно отреагировать на свое чадо, формируя в нем недовольство и злость. Поэтому нужно каждый день общаться, вникать в проблемы и показывать ему свою любовь.

Метки:Агрессия

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

  • Каким должно быть физическое воспитание детей школьного возраста?
  • Важная роль матери в воспитании ребенка
  • Взаимоотношения: дети и родители
  • Основные правила поведения в транспорте для детей

Признаки агрессивного поведения у ребенка

Чтобы отбросить предвзятое отношение педагогов или родителей, с чьими детьми контактирует ребенок, необходимо за ним наблюдать не только в пределах квартиры.

Говорить об агрессивном поведении стоит в том случае, если у ребенка в поведении наблюдается следующее:

  • Частая потеря контроля над собой.
  • Частые споры, препирательства, ссоры со взрослыми и детьми, в том числе с применением физического или словесного насилия.
  • Регулярные отказы от выполнения любых просьб взрослых, тем самым желая вызвать у них раздражение.
  • Целенаправленное проявление жестокости по отношению к людям или животным.
  • Отсутствие сочувствия и сострадания.
  • Систематические обвинения окружающих, перекладывание вины на других, нежелание брать ответственность на себя.
  • Часто пребывает в плохом (сердитом) настроении.
  • Становится мнительным, мстительным и завистливым.
  • Имеются неврологические отклонения: рассеянное внимание, плохая память.
  • В школьном и далее возрасте неумение проанализировать ситуацию, что приводит к зацикливанию на проблеме.

У агрессивного ребенка признаки проявляются в комплексе. Чем больше пунктов соответствует поведению, тем труднее случай. Естественно, речь идет о систематическом проявлении перечисленных признаков. Разовые вспышки гнева или агрессии могут возникнуть у любого, даже самого сдержанного человека.

Причины агрессии у малышей

Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину. Во многом, на формирование агрессивности у детей влияет пример родителей и стиль семейного воспитания:

  1. Гиперопека. Всё дозволяющие родители, которые выполняют любой каприз ребенка, чтобы предвосхитить его недовольство, оказывают малышу медвежью услугу. Малыш, осознав выгоду такого положения, будет прибегать к агрессии, чтобы добиться желаемого. Затем эта ситуативная агрессия может перерасти в свойство личности.
  2. Эмоциональное отвержение ребенка. Дошкольники очень нуждаются в заботе и ласке. Если взрослые не удовлетворяют его потребности, малыш, вероятнее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Эмоциональная депривация приводит к возникновению чувства постоянного страха, а затем — к агрессии.

Перечисленные крайности семейного воспитания (излишняя забота и ее недостаток) приводят к тяжелым психологическим последствиям, которые оказывают сильное влияние на восприятие малышом себя и окружающих людей.

  1. Подавление агрессии. Одной из распространенных ошибок воспитания является запрет на открытое выражение негативных эмоций ребенком. В результате они накапливаются и рано или поздно выходят наружу, но уже в более крупных масштабах. Вместо подавления агрессии, необходимо обучать детей конструктивным способам выражения гнева.
  2. Пример поведения, который подают ребенку родители, является для дошкольника образцом для подражания. Поэтому если кроха наблюдает за агрессивным поведением своих самых близких людей (в том числе воспитание путем наказания), он неизбежно будет копировать его. Такая модель поведения очень быстро закрепляется в сознании ребенка, в результате чего формируется агрессивность. Чаще всего малыши сильнее идентифицируют себя со взрослыми того же пола.

Многие дети, которые склонны к агрессии, воспитываются в благополучных семьях. Помимо семейных факторов формирования агрессии у детей дошкольного возраста, нужно учитывать психологические особенности малышей:

  • Низкий уровень произвольности и самоконтроля;
  • Недостаточно сформированные навыки общения;
  • Неразвитость игровой деятельности;
  • Заниженная самооценка;
  • Низкий уровень интеллектуального развития (в том числе эмоционального интеллекта).

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста может иметь различные причины. Наиболее распространенные из них – это ошибки воспитания, недостаток самоконтроля, незнание приемлемых форм выражения гнева, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

Причины агрессивного поведения у ребенка

Семья

Чаще всего причиной агрессивного поведения у ребенка становится неблагополучная обстановка в семье.

Читайте также  Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство»: диагностический журнал. Вторая младшая группа

Ребенок становится агрессивным в семьях, где:

  • Не установлена или вовсе отсутствует эмоциональная связь между родителями и детьми. Нет общих интересов. Члены семьи испытывают взаимный негатив. Часто возникают конфликты.
  • Отсутствует привязанность ребенка к матери. Мать не требовательна, равнодушна к развитию ребенка, его успехам или провалам.
  • Родители демонстрируют агрессивное поведение как в отношении детей, так и друг друга. Агрессия ребенка в этом случае — копирование модели поведения.
  • Внутри семьи установлены слишком строгие правила с жесткой системой наказаний за проступки. В этом случае ребенок становится замкнутым дома, но может проявлять открытую агрессию за его пределами.
  • Ребенок — “глава” семьи. Родители занимают пассивную позицию, потакают всем его требованиям, не способны ни в чем отказать. В этом случае одни психологи говорят о включении защитного механизма, который проявляется в агрессивном поведении. Другие — об банальной избалованности.
  • Родители не способны выстроить одну линию воспитания, требуя от ребенка выполнения взаимоисключающих действий. В этом случае ребенок встает в оппозицию.
  • Гипо- и гиперопека также становятся причинами агрессивного поведения у детей.

Сверстники

Влияние окружения не менее важно, чем обстановка в семьи. Ребенок может начать вести себя агрессивно по следующим причинам:

  • Из-за отсутствия коммуникативных навыков отношения со сверстниками не складываются. Сверстники издеваются. Ребенок включает механизм защиты и становится агрессивным.
  • Сверстники демонстрируют агрессивную модель поведения, считая это проявлением взрослости и вседозволенности. Ребенок ее копирует.

Виртуальная реальность

Распространенной причиной агрессивного поведения у детей становятся компьютерные игры. Сюда же относятся различные фильмы, видеоролики, передачи. Жестокость и насилие, демонстрируемые в играх и видео, увеличивают количество детей с агрессивным поведением. Ребенок берет пример не с реальных, а виртуальных персонажей.

Независимо от причины, агрессивное поведение ребенка становится сигналом и своеборазным криком о помощи.

Особенности проявления агрессии у дошкольников

Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, которое причиняет вред объекту агрессии (физический ущерб или психологический дискомфорт). П. Бейкер и М. Алворд выделили следующие критерии агрессивного поведения у детей:

  1. Недостаток самоконтроля;
  2. Отказы соблюдать правила;
  3. Конфликтность;
  4. Раздражительность, чувствительность;
  5. Упрямство;
  6. Стремление вывести окружающих на негативные эмоции;
  7. Обвинения окружающих в собственных ошибках;
  8. Мстительность и завистливость.

Ребенка можно назвать агрессивным, если в течение полугода систематически будут проявляться 4 из 8 приведенных признаков. В этом случае необходимо обязательно начать решать проблему совместно с детским психологом.

Проявление агрессии у дошкольников обусловлено возрастными особенностями психического развития. В большинстве случаев она возникает спонтанно в ответ на какой-либо раздражитель. Объектами агрессии чаще всего становятся сверстники или близкие люди. Дошкольники с большей легкостью прибегают к физической агрессии (бьют, кусают), чем старшие дети. При этом, согласно психологическим исследованиям, мальчикам более свойственно открытое проявление агрессии, в то время как девочки чаще прибегают к вербальной (обзывательства, ирония, сарказм) и пассивной (игнорирование, обесценивание) агрессии. Также малыши, имеющие братьев или сестер, обычно более склонны к межличностной агрессии, чем единственные дети в семье.

Чего ребенок может хотеть добиться при помощи агрессивного поведения?

  • Получить желаемую вещь (если ребенку не удалось добиться своего конструктивным способом, агрессия может возникать как реакция на неудовлетворение его потребности);
  • Защитить свое имущество;
  • Обратить на себя внимание;
  • Отомстить кому-либо;
  • Продемонстрировать свое превосходство.

Агрессивность дошкольника практически всегда воспринимается обществом негативно, в результе чего у него возникают проблемы в общении со сверстниками. Нельзя сказать, что малыши не осознают своих действий, однако дети дошкольного возраста еще не совсем хорошо могут оценить последствия агрессии. Также только к 7 годам ребенок начинает понимать моральные нормы.

О чем говорит агрессивное поведение ребенка в разном возрасте

До года

Дети могут проявлять агрессию чуть ли не с младенчества. Стоит уточнить, что в возрасте до года то, что родители могут принять за агрессивное поведение, на самом деле является изучением мира. Дерганье родителей за волосы, удары по лицу — это не агрессия. Ребенок еще не умеет владеть своим телом и неосознанно может причинить физическую боль взрослым.

До 2 лет

После года дети могут вести себя агрессивно: бросать окружающие предметы, устраивать истерики, бить себя или родителей. Данная агрессия обусловлена тем, что ребенок не обладает достаточным словарным запасом. Он не может выразить словами свои потребности и желания, поэтому заявляет о них подобными способами.

До 3 лет

Ребенок уже может выразить свои основные потребности, но продолжает вести себя агрессивно. Часто делает наперекор или игнорирует просьбы.

Примерно с 2,5 лет начинается первый кризисный возраст. Агрессивным поведением ребенок не только выражает свои потребности, привлекает внимание, но и испытывает родителей. Именно испытывает. Он ищет предел родительского терпения. Целенаправленно пытается перейти границы, когда даже самый терпеливый родитель может сорваться.

Агрессивное поведение в этом возрасте может быть связано с адаптацией в детском саду. Для многих детей — это стресс. Во-первых, ребенка отлучают от родителей. Во-вторых, приучают к новому режиму. В-третьих, ребенок не обладает достаточными навыками коммуникации в большом незнакомом коллективе.

До 4 лет

Пик детской агрессии в дошкольном возрасте приходится на 3-4 года. В этот период ребенок пытается восстать против родительской власти. Именно в этом возрасте родителям следует приложить максимум усилий по контролю над эмоциональным состоянием ребенка. Психологи утверждают, что в 3 года закладываются агрессивные привычки. Если с ними не бороться, то после 13 лет избавиться от них будет невозможно. Важно выбирать правильный подход, чтобы не усугубить ситуацию.

5-6 лет

В этом возрасте ребенок уже вполне способен контролировать свои эмоции. Он прекрасно понимает, как можно поступать и как нельзя. Если к началу школы ребенок не может контролировать свой гнев, то это повод обратиться к специалистам. Кризисное агрессивное поведение переросло в сформировавшуюся норму общения с окружающими.

До 12 лет

У детей младшего школьного возраста основными причинами агрессивного поведения могут стать:

  • Успеваемость. Дети не всегда способны оценить степень своей подготовки и сверстников. Выставление плохих оценок выглядит в их глазах несправедливым, что приводит к агрессивному поведению, обращенному, в первую очередь, на учителей.
  • Критика. Дети очень чувствительны к критике. Плохая успеваемость, сопровождаемая критикой со стороны окружающих, в том числе и родителей, вызывает агрессию.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Школьный буллинг. Буллинг или травля — это агрессивное поведение детей по отношению друг к другу, сопровождающееся унижениями, оскорблениями и физическим насилием. Тех детей, которые издеваются над своими одноклассниками уже можно отнести к агрессивным. Жертвы буллинга, при достаточной силе духа, могут стать агрессивными в ответ, защищая себя.

Старше 12 лет

Агрессия у подростков воспринимается ими самими как проявление самостоятельности. Чаще всего агрессия свойственна лидерам и отверженным. Лидер таким способом проявляет свою силу и власть. Отверженный — защищает себя.

В любом возрасте

Независимо от возраста детское агрессивное поведение сигнализирует о недостатке внимания со стороны взрослых. Родители должны быть внимательны к ребенку не только в кризисные моменты, но и на протяжении всего периода взросления. Только такой подход может гарантировать становление здоровой личности, способной к сочувствию, состраданию, ответственности за свои поступки.

Часто причиной детской агрессии становится появление в семье второго ребенка. Родители бывают слишком заняты подготовкой к появлению на свет нового члена семьи. При этом совершенно забывают морально подготовить к этому событию уже имеющегося ребенка. А после рождения становится уже просто некогда. Первый ребенок чувствует недостаток внимания. Это приводит к проявлению агрессии и по отношении к родителям, и к младшему брату или сестре.

Еще одной причиной детской агрессии может быть разделение на “своих” и “чужих”. Речь не только о территории и степени знакомства. Границы могут определяться статусом, доходом, национальными, расовыми и религиозными критериями. Если родители проявляют пренебрежение к людям, которые ниже их по социальному статусу и доходам, дети будут делать то же самое. То есть к людям из “своего” круга они будут относиться с должным уважением. Зато уборщице в школе могут запросто нахамить.

Читайте также  Методика Паровозик: определение уровня тревожности у детей

Детская агрессия нуждается в корректировке со стороны взрослых. В противном случае, есть риск развития искаженной реальности и формированию ложных ценностей.

Факторы, провоцирующие проблему

Почему ребенок агрессивный? Существуют различные причины агрессивного поведения. Деструктивное поведение обуславливается чувством страха. Истерики могут быть связаны с недоверием по отношению к окружающему миру. Агрессивное поведение ребенка нужно заменить способностью отстаивать ряд своих прав, защищаться социально приемлемыми способами так, чтобы не причинять вреда окружающим.

Причины агрессии у детей нередко связывают с тем, что они сталкиваются с невыполнением их желаний, когда им запрещают удовлетворять некоторые потребности. Другие причины детской агрессии заключаются в стремлении любыми способами отстоять свою личность, обрести самостоятельность, независимость от взрослых. Когда ребенок ведет себя агрессивно, необходимо научить его держать под контролем такие проявления.

Существуют разные виды агрессии, некоторые случаи характеризуются присутствием существенной угрозы для психоэмоционального состояния. Агрессивное поведение детей может быть обусловлено травмирующим воздействием на детскую психику. Например, оно связано со ссорами между родителями.

Агрессия у детей может быть последствием запрета определенного поведения. Иногда по этому поводу истерики появляются очень часто. Однако не всегда у родителей есть желание или способность удовлетворять все потребности. Детская агрессия может быть преодолена, если взрослые будут правильно устанавливать запреты, а наказания использовать только при необходимости.

В каждом случае важно выяснить причины и последствия. Например, фактором может выступать установление личных границ. Детская агрессия возникает из-за чрезмерной родительской опеки. Чтобы понять, как научить ребенка нормальному поведению, следует учитывать критерии агрессивности, схема наблюдения за ребенком должна быть продуманной и последовательной. Это поможет своевременно выявить серьезные отклонения. При помощи специалиста можно подобрать наиболее правильный способ общения с детьми в каждом конкретном случае. Принятый способ позволит решить проблему.

Правила для родителей во время агрессивного поведения ребенка

Чтобы помочь ребенку, родителям необходимо установить причину агрессивного поведения. Подсказкой может послужить возраст. Не надо стесняться спрашивать, что беспокоит ребенка. Почему он проявляет агрессию по отношению к себе, окружающим людям, животным и предметам.

Несколько правил для родителей.

Игнорирование незначительной агрессии

Если ребенок проявляет агрессию изредка, она не приносит значительного вреда окружающим, то не стоит устраивать трагедию. Накопление негативных эмоций свойственно всем людям. Выплеск может произойти случайно, из-за мелочи. Наказание ребенка за незначительную агрессию будет выглядеть в его глазах несправедливостью. Вместо наказания следует выразить понимание и сочувствие, переключить его на интересное занятие.

Оценка поступков, а не личности

Спокойным уверенным тоном нужно объяснить ребенку, что его агрессивное поведение вредит в первую очередь ему. У него плохое настроение, он портит свои игрушки и тд. Родитель может сообщить о своем дискомфорте. Например, что ему не нравятся громкие крики. Самое главное, чтобы ребенок осознал, что родитель настроен против поведения, а не самого ребенка. Поэтому помимо спокойствия в голосе должна быть доброжелательность.

Подробный разбор ситуации должен происходить после того, как ребенок успокоится.

Контроль собственных эмоций

Прежде, чем требовать от ребенка успокоиться, важно самому быть спокойным. Дети хорошо чувствуют эмоции родителей. Иногда специально провоцируют их на ответную агрессию. Поддаваясь провокациям, родители теряют свой авторитет в глазах ребенка. Задача родителя показать на собственном примере важность сохранения спокойствия при любых ситуациях.

Кроме негативных эмоций не стоит проявлять и неадекватных ситуации. Смех над ребенком в момент проявления им агрессии может быть расценен как издевательство и унижение.

Подкуп и обещания чего-либо также не являются решением проблемы. Такие действия могут в дальнейшем перерасти в способ манипуляции ребенка родителями.

Сохранение репутации ребенка

Публичная расправа не понравится ни взрослым, ни детям. Обсуждение агрессивного поведения должно проходить в приватной обстановке. На людях необходимо сохранить репутацию и авторитет ребенка, какая бы ни была ситуация. Если позволяет возраст, а разрешение ситуации не терпит отлагательств, нужно минимизировать вину словами “ты же не хотел, случайно и тд.” Возможно, в глазах чужих это будет выглядеть как оправдание родителем ребенка, но в этом нет ничего дурного. Защита детей — одна из основных родительских обязанностей. Дома же нужно обязательно обсудить и разобрать ситуацию.

Чуткость и внимание к ребенку помогут своевременно заметить и устранить причины агрессивного поведения.

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Автор: Кожохина Кристина Сергеевна

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Виды агрессивного поведения

Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу

составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.

Вторую группу

составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.

В третью группу

входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.

Причины агрессии дошкольников.

На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:

1) негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2) терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);

3) суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4) индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.

Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.

Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.

Читайте также  Конспект занятия во 2 младшей группе по аппликации «Пожарная машина» план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Т.о., на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.

Коррекция агрессии.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

— обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

— обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

— отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

— формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Как перевести гнев в мирное русло:

Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п. Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.

Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.

Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.

Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.

1. Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.

2. Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.

3. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.

4. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» — обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.

5. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

6. Выражение своего гнева через рисунки.

Агрессия аутичных детей:

Самоагрессия.

Возникает при ломке привычного стереотипа, например, изменение привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещение обычно дозволенного действия. Возникает самоагрессия чтобы заглушить дискомфорт. В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и может ужесточить самоагрессию. Вместе с тем, надо ее срочно купировать, т.к. она может быть опасной. Если это возможно, следует просто восстановить измененный стереотип. Однако часто, изменение, которое так не понравилось ребенку бывает вынужденным (заболел педагог, сломалась любимая игрушка). Кроме того, взрослый не всегда может понять, что именно так расстроило ребенка.

Наиболее действенным оказывается следующий метод работы: взрослый начинает переживать ребенку, голося вместе с ним, обозначая простыми подходящими словами его состояние (ой-ой-ой, какая беда). В такой ситуации перенасыщения отрицательным эффектом ребенок почти всегда успокаивается.

Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.

Циклические агрессивные разряды

. Это наиболее грубые проявления агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка со словами «дай куклу», берет ее в руки, но почти сразу же кидает в стену. Потом снова «дай куклу» и кидает в стену. Подобное поведение связано с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющее ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующее желание уничтожить объект. Справиться с такими агрессивными разрядами очень сложно, лучше просто не использовать или прятать те предметы, которые вызывают у ребенка данное поведение.

Импульсивные агрессивные действия

, направленные на окружающих людей. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого. Если подобные действия при общении со взрослым усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз в ней получает поддержку взрослого, частота и интенсивность данной формы агрессии значительно снижается.

Агрессия по отношению к близким

. Может возникать в ситуации особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза. Агрессивные разряды, направленные против матери, являются формой самоагрессии. Поскольку ребенок не может отделить ее от себя, так выражается его самоагресии.

Генерализованная агрессия.

Провоцируется сенсорными стимулами. Ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок и так далее. Если пытаться его в этот момент переключить, может нарастать напряжение, и действия только усиливаются. Однако их нельзя игнорировать, так как ребенок застревает на них, сильно возбуждается и растормаживается. Необходимо по возможности подключаться к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий эмоциональный смысл. Например, рассыпание мозаики можно проигрывать как салют, разливание воды, как море. Вместе с тем следует быть очень осторожным при подборе материала, с которым предстоит работать, чтобы не спровоцировать подобное поведение.
comments powered by HyperComments

Причины детской агрессии

  1. Периоды возрастных кризисов.
  2. Наследственная предрасположенность.
  3. Склад темперамента.
  4. Неправильная модель воспитания.
  5. Подражание сверстникам.
  6. Проблемы в детском коллективе.
  7. Соматические заболевания. Агрессия может быть вызвана психическими либо неврологическими заболеваниями.
  8. При недомогании, начинающемся простудном заболевании, в силу того что ребенок не может объяснить, что с ним происходит, он начинает себя плохо вести.
  9. Сильный пережитый стресс.
  10. Недостаток родительской любви, равнодушное отношение к ребенку.
  11. Копирование поведения взрослых.

Агрессивные дети в 4-7 лет

После того, как ребенку исполнится четыре года, у него становится более развитым самоконтроль и речь. Как правило, дети в таком возрасте уже перестают решать свои проблемы с помощью кулаков, хотя в некоторых ситуациях такое может повториться и неоднократно. Но взамен этому появляются всплески вербальной агрессии: дети начинают ругаться, употреблять нецензурные выражения.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на столь непривлекательное выявление эмоций своего ребенка. Может быть, это именно его способ выразить свою точку зрения или он таким образом избавляется от лишней энергии. В подобных случаях старайтесь больше времени проводить вместе со своим чадом. Вместо того, чтобы кричать на него, лучше пытайтесь играть вместе в подвижные игры. Самое лучшее средство против вербальной агрессии — это игры с элементами единоборств, они отлично способствуют тому, чтобы дети удачно «сливали» накопленный негатив.

Оставить комментарий