Дыхательная гимнастика для детей 2-4 лет. Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. — презентация

Подборка упражнений для детей с нарушениями речи

МБОУ «Сухаревская СОШ» НМР РТ

Учитель начальных классов

Гиниятуллина Э.И.

Игры и упражнения для детей с нарушениями речи.

Развитие дыхания ( Физиологическое дыхание ) Поиграем животиками Цель: формирование диафрагмального дыхания. Описание упражнения Вариант 1 В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях. Вариант 2 В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох — 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре — ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд. Назови по порядку( Речевое дыхание )Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы. Ах, как пахнет! Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу. Оборудование : ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами. Описание упражнения Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы: Ах! Ах, пахнет! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет! Ах, как цветок приятно пахнет! Мимика Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений: «Плакса» — зажмуривание глаз; «Надуем шарик» — надувание щек без сопротивления и с надавливанием; «Мы удивились» — приподнимание и опускание надбровных дуг; «Тигренок» — оскаливание зубов; «Упрямые бараны» — нахмуривание мышц лба и т.д. Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. Подарок

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность. Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка. Описание игровой ситуации Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри. Раздумье Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье. Описание игровой ситуации Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти? Этюд разыгрывается под музыку. Артикуляция Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти: «Прятки» — чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов; «Вкусное варенье» — круговое скользящее движение языка по губам; «Футбол» — движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки; «Язычок сердиться» — упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др. Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке. ЧасикиРот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» — к левому уголку рта, на «два» — к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию — «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой. Качели Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» — поднимается к носу, на «два» — опускается к подбородку. В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз». Развитие голоса Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ. Описание упражнения Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, — му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли. Тишина Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения. Описание упражнения Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение: Была (произносится голосом обычной силы) тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом) Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать) грохотом (громче) грома (еще громче) сменилась она. (громко) И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы) тихонько (произносится очень тихо) Ты слышишь? (произносится тихим голосом) Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы) Закапал по крыше… Лягушки и кукушкиЦель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К. Описание упражнения Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса. Ква, ква — (произносится низким голосом) урчат лягушки. Ку – ку — (произносится высоким голосом) кричит кукушка. Целый день по лесу: Ква – ква (произносим низким голосом), ку – ку (произносим высоким голосом). Ква –ква ( произносим низким голосом), ку – ку ( произносим высоким голосом). Темп речи Большие ноги шли по дороге Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения. Описание упражнения Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: « ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку. КаруселиЦель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп. Описание упражнения Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова: Еле, еле, еле, еле Завертелись Карусели (говорить в медленном темпе) А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает) Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе) Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется) Карусель остановите (говорить в медленном темпе) Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить). Вот и кончилась игра. Упражнение можно выполнять под музыку. Развитие ритма речи Выдели слово

Читайте также  Речевое развитие детей 4-5 лет: эффективные упражнения, игры, советы родителям

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе. Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д. Описание упражнения Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе. Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво». Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе: «МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво. Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво». Если на карточке ярко написана цифра «3» — это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать. И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» — фразу надо произнести с ударением на четвертом слове. «Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво. Развитие мелодика интонационной композиции речи Узнай по интонации Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики. Описание упражнения Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека: удивленного – Ах! Ах! Ах! больного – Ох! Ох! Ох! веселого – Эх! Эх! Эх! недовольного – Ай! Ай! Ай! испуганного – Ой! Ой! Ой! сердитого – Ай –я — яй! Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает. После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка. Развитие тонких движений рук РазминкаЦель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений. Описание упражнения Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом: Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, (хлопать в ладоши) Похлопаем в ладошки, Очень хорошо! И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, (вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.) И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, А девочки и мальчики все ровненько сидят. Тук-тук молотком, мы построим птичкам дом. (Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.) Тук-тук молотком, поселяйтесь птички в нем! Бум-бум барабан, что за шум и тарарам? (Стучать кулачками по коленям попеременно.) Бум-бум барабан, просыпайтесь по утрам! Ду – ду — ду, ду – ду — ду — вот какая дудка! (Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.) Ду – ду ду, ду –ду – ду – вот такая дудка! По – е – ха – ли по – ти – хо – неч — ку, (Ладонями попеременно слегка касаться колен.) По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку… И быстренько, и быстренько, (Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.) И быстренько, и быстренько, И быстренько, и быстренько… И при – е — ха – ли ! (Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.) «Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые друг от друга по смыслу части. Развитие внимания — Упражнения на распределение внимания Передай

Читайте также  Как правильно одеть ребенка зимой. Консультация на тему: Как одеть ребенка зимой

Цель: распределение внимания. Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки). Описание упражнения Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга. Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую. Зоопарк

Цель: распределение внимания. Описание упражнения Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые — птицами. Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку. Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы — машут руками – «крыльями».

Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики

Полноценное общение напрямую зависит от натренированности мышц речевого аппарата. Именно поэтому артикуляционная гимнастика — обязательная, ежедневная часть занятий при коррекции ЗРР дома. Продолжительность занятий — пять минут. Постепенно время увеличивается до 15-20 минут в день. Занятия для детей с задержкой речевого развития должны проходить перед зеркалом, чтобы ребенок мог запомнить правильное положение губ, языка.

Задержка речевого развития, упражнения для тренировки артикуляционных мышц:

  • задуть свечку. Губы вытягиваются трубочкой, через них надо как можно дольше выдувать воздух;
  • грустно-весело. Улыбка сменяется на грустное выражение (уголки губ опущены). Постепенно темп замены выражений должен ускорятся;
  • длинный язычок. Язык высунут как можно дальше, ребенок должен постараться им достать до носа, до подбородка;
  • маятник. Рот приоткрыт, язык движется от одного уголка рта к другому, затем вверх-вниз. Постепенно ритм также ускоряется;
  • трубочка. Рот приоткрыт, язык свернут трубочкой;
  • забор. Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты;
  • чередование «трубочки», «забора», открытого как при звуке «а» рта.
Читайте также  Текст книги «Сказка о жабе и розе»

Очень хорошо представлены игры и упражнения на тренировку артикуляции в книге Костыгиной В.Н., Бардышевой Т.Ю. «Тру-ля-ля и бу-бу-бу». Все упражнения предлагаются в игровой форме, задания в виде веселых стишков.

Для развития артикуляции и дыхания при ЗРР очень полезны духовые инструменты (дудочка, губная гармонь, труба), надувание мыльных пузырей.

Дыхательная гимнастика для детей при бронхите

Дыхательная гимнастика для детей при бронхите
Бронхит довольно тяжелое заболевание, при котором развиваются застойные процессы в верхних дыхательных путях. В бронхах начинается довольно сильный воспалительный процесс, на фоне которого все просветы забываются инфицированной слизью. Именно эта слизь и является причиной достаточно сильного и непродуктивного кашля.

Чтобы облегчить состояние малыша родителям приходится давать ему препараты, способствующие разжижению мокроты и стимулирующие ее выход наружу. Но так как маленьким деткам достаточно трудно откашливать мокроту, то будет лучше если вы попробуете простимулировать этот процесс специальной дыхательной гимнастикой.

Упражнения, которые помогут избавиться от бронхита: • Ворона. Посадите ребенка на стульчик в максимально удобную позу. На вдохе малыш должен поднимать руки вверх и разводить их в стороны. В конце упражнения, а именно на выдохе, ребенок должен отчетливо произнести «К-а-р-р!» • Аист. Маленький человек должен принять положениe стоя и на вдохе начать поднимать руки верх и сгибать одну ножку в коленке. На выдохе руки и ноги малыша возвращаются в исходное положение • Журавль. На вдохе малыш максимально прямо поднимает свои ручки над головой, а на выдохе опускает их вдоль тела. Заканчивается упражнение должно достаточно громким звуком «У-у-у!»

Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах

Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах
• Аденоиды — это патологические изменения глоточных миндалин, увеличенных до таких размеров что они затрудняют дыхание ребенка. Хотя считаться что их увеличение происходит исключительно на фоне кори, скарлатины или дифтерии в некоторых случая такую проблему может спровоцировать даже банальный грипп

• Раньше медицина боролась с этой проблемой достаточно кардинально, увеличенные миндалины просто удаляли хирургическим путем. Но иногда такие операции проходили не совсем удачно и аденоиды достаточно быстро вырастали вновь, при этом увеличиваясь до еще более угрожающих размеров

• Поэтому сейчас врачи прибегают к этому методу лечения только в крайнем случае и стараются бороться патологией лекарственными препаратными и физиотерапевтическими процедурами. Помимо этого, таким деткам обязательно назначается дыхательная гимнастика

Гимнастика при аденоидах: • Ежик. Попросите малыша интенсивно делать носиком короткие вдохи выдохи. Действия ребенка должны напоминать движение носа ежика, который принюхивается к еде. Если малыш не может понять, что вы от него хотите, тогда покажите ему как надо дышать на своем примере • Подъемный кран. Ставим руки на ключицы, делаем глубоки вдох и одновременно с этим начинаем тянуть руки вверх. Тянуться нужно до тех пор, пока ноги не станут на цыпочки • Воздушный шарик. Ребенок должен вдохнуть таким образом, чтобы его животик надулся как шарик. После вдоха надо на секунду задержать дыхание и можно начинать медленно выдыхать

Оставить комментарий