Игры для детей 1 года (для годовалого ребенка)

Здравствуйте, читатели блога! Сегодня хочу рассказать о наиболее популярных играх с годовалым чадом. Их существует уж очень много, но выделю некоторые. Как играть с ребенком в 1 год?

Вашему малышу исполнился год… Он отлично ползает, начинает самостоятельно ходить, выговаривает некоторые слова «мама, папа, дай, нян-ням» и активно познают окружающий мир. От года до двух ребенку интересно все: он начинает самостоятельно пользоваться ложкой, размазывать кашу по столу и по себе, пробовать все на вкус, на ощупь.

Родители и взрослые, которые с ним занимаются, должны помочь малышу в игровой форме увеличить словарный запас, развить его мышление, навыки хождения, моторику и другие навыки.

Для того чтобы понять, как играть с ребенком в 1 год, надо усвоить, что занятия должны приносить вашему чаду радость и позитивные эмоции. Играть с карапузом можно везде: на улице, дома и в гостях. На прогулке рассказывайте ему: это небо, деревья, песок и т.д. Показывайте, проговаривайте какого цвета предметы. Так ребенок запомнит больше слов, познает формы, цвета.

Игры на улице

Сорвите листочек, пусть чадо его понюхает, погладит, пожмет. Взрослый в этот момент должен описать предмет. Например, листочек зеленый, маленький, гладкий. В процессе обучения дайте малышу потрогать ствол дерева и сказать «оно большое, шершавое». Старайтесь чаще напоминать «это дерево», «это листочек». Для проверки, запомнил ли ребенок названия, задайте ему вопрос «где …», если запомнил, то он укажет на нужный предмет.

Играя на природе с годовалым ребенком, казалось бы, элементарные действия, помогают развивать у ребенка пространственное мышление. Показывайте разницу далеко/близко, толстый/тонкий. Подойдите или поднесите маленького человечка к дереву. Пусть он попытается его обнять, и скажите низким голосом: «толстый ствол», затем пусть малыш обнимет ствол потоньше, а вы произносите тоненьким голосом: «тонкий».

Большую заинтересованность проявляют дети к игре с камушками. Можно очертить круг и показать им, что надо попасть камнем в его пределы (можно сменить на обруч с мячиком) или прочертить линию и кидать камни за неё. В теплое время года можно разрешить чаду кидать камни в лужу, потрогать её, топнуть в неё ножкой (конечно, если есть влажные салфетки под рукой). Все это включено в познавательный процесс: как летят брызги, как изменится лужа.

Хорошо, если ребенок в 1 год умет сосредоточиться на игре, а не тыняется по детской площадке. Заинтересованность к камням можно интересно обыграть. Разделяйте камушки на кучки: в одной большие, в другой маленькие или в одной светлые, в другой темные. Пусть годовалый ребенок сравнивает, какой камушек больше/меньше. В песочнице камень можно зарыть/откопать.

Родители должны радоваться, что малыш проявляет заинтересованность к камням, палкам и другим предметам и действиями с ними, ведь это развивает его образное и логическое мышление. Ему необходимо самостоятельно бросить, потрогать, сломать, переложить. Обычные предметы, по сравнению с готовыми игрушками, предоставляют больше возможности для развития фантазии.

Годовалые дети любят играть в песочнице. На песке можно рисовать пальцем или палочкой. Формочки и лопатки будут кстати. Если таковых нет в наличии, подойдут обычные стаканчики из-под сметаны и ложки, чтобы делать куличики из песка.

Игры для детей 1 года (для годовалого ребенка)

Особенности развития детей в возрасте 1 года

  • — малыши в этом возрасте стремятся к общению, они любят быть в центре внимания, уже знают свое имя и стремятся повторять слова, обращенные к ним;
  • — годовалые дети активно познают мир с помощью всех органов чувств, но особенно важны для них тактильные ощущения. Им все нужно потрогать, попробовать на вкус. Кроме того, малыши в этом возрасте пытаются подражать окружающим, копируя их движения;
  • — у большинства детей уже сформировались основные двигательные навыки: они уверенно ходят и стоят, пытаются взбираться на диван или полки. Они очень любят бросать вещи, открывать коробки и высыпать мелкие предметы;
  • — ребенка в этом возрасте очень сложно удержать на месте дольше 5 минут. Им нужно двигаться и постоянно что-то делать, узнавать что-то новое.

Значение игры для годовалого ребенка

С ребенком в этом возрасте обязательно нужно много играть. Именно от этого зависит его правильное развитие. В игре происходит формирование мышления, речевых и двигательных навыков. Разнообразные игры с годовалым ребенком дома способствуют развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса, учат их правильно общаться. Малыши в этом возрасте не могут воспринимать большого количества людей, поэтому занятия в детском центре или игра на улице не окажут такого влияния. Чтобы ребенок правильно и гармонично развивался, родителям нужно проявить фантазию, не жалеть времени на игру с ним и учитывать особенности психологического развитии детей в это время.

Как играть с годовалым ребенком

Этот возраст настолько необычен и важен для дальнейшего развития ребенка, что родителям нужно знать несколько правил, придерживаясь которых, они смогут превратить игру малыша в полезный познавательный процесс:

  • — для игры нужно правильно выбрать время. Малыш должен быть сытым и выспавшимся, нельзя в подвижные игры играть перед сном. Для развивающих занятий желательно выбирать одно и то же время каждый день, чтобы ребенок привыкал к режиму;
  • — игра должна быть короткой и интересной для малыша. Не стоит насильно удерживать его и заставлять. Родители должны знать, что дольше 10 минут ребенок еще не может заниматься чем-то одним;
  • — чтобы малыш правильно развивался, с ним нужно играть. Нельзя дать ребенку пирамидку и уйти заниматься своими делами. Развитие детей в этом возрасте происходит через подражание, поэтому нужно показывать, что делать с предметами и стремиться, чтобы малыш повторил;
  • — чтобы ребенок не терял интереса к игре, нужно привлечь его яркими красками игрушек или звуком. Заинтересуйте его стишками и потешками, похвалой и лаской. Игра должна вызывать положительные эмоции, как у мамы, так и у малыша;
  • — и главное – игры должны быть безопасными. Не оставляйте детей одних с мелкими и сыпучими вещами, с игрушками, имеющими бьющиеся или острые детали или в комнате, где он может стянуть на себя тяжелый предмет.
Читайте также  « Организация досуговой деятельности детей младшего школьного возраста и детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования»

Какие бывают игры для детей 1 года

Может показаться, что такие малыши еще не умеют играть, и нет никаких вариантов занять их полезной деятельностью. Но на самом деле игры для годовалого ребенка очень разнообразны. Многие из них можно найти у каждого человека дома или изготовить самостоятельно из подручных материалов. Какие же существуют виды игр, которыми можно занять малыша в это время?

  • — игры с песком очень полезны, так развивают мелкую моторику и желание познавать мир. В доме песок можно заменить манкой – в ней не только можно отыскивать разные предметы, но и пробовать ее на вкус;
  • — игры с водой всех детей в этом возрасте приводят в восторг. Им нравится переливать ее из одной емкости в другую, наблюдать, как она льется и разбрызгивается;
  • — очень важны для детей 1 года игры на знакомство с частями тела, основанные на подражании и потешках;
  • — подвижные игры помогают малышу развить двигательные навыки: уверенно ходить и бегать, перелазить через препятствия, повторять за взрослыми разные движения;
  • — для годовалого ребенка необходимы пальчиковые игры. Именно они помогают развить мелкую моторику, которая очень важна для формирования навыков речи и письма;
  • — игры на развитие речи и познание окружающего мира должны незаметно сопровождать малыша в течение всего дня. Постоянно разговаривайте с ребенком, называя ему вещи и предметы, объясняя их предназначения и свойства.

Развивающие игры для годовалого ребенка

Сейчас в продаже есть множество игр и игрушек для развития малышей. Это пластмассовые и деревянные кубики и пирамидки разного размера, сортеры, вкладыши, шнуровки, мягкие пазлы и многое другое. От игрушек для более старших детей они отличаются тем, что имеют яркую окраску и четкие геометрические формы, они большие по размеру и чаще всего сделаны из мягких материалов. Если это сортеры или пазлы, то они имеют минимальное количество деталей. Но кроме таких покупных игрушек, в качестве развивающих игр в этом возрасте для ребенка подойдут любые предметы домашнего обихода: кастрюльки и миски разного размера, коробочки и баночки с крышками, крупные пуговицы, нанизанные на крепкую нить, нетугие прищепки и многое другое.

Хорошо развивает мелкую моторику перекладывание мелких предметов, например, горошинок или фасолин из банки в банку, бросание макарон в бутылку или нанизывание крупных бусин на шнур. Прекрасное развивающее пособие легко сделать самостоятельно, но оно надолго будет занимать внимание ребенка. Для этого на кусок ковролина или плотное одеяло нашейте разные кармашки, пуговицы, шнурочки, кусочки меха. Сделать это нужно так, чтобы ребенок мог застегивать и расстегивать пуговицы, открывать кармашки и прятать туда мелкие предметы, вставлять шнурочки в отверстия, ощупывать разные поверхности. Тут главное проявить фантазию, и тогда игры с годовалым ребенком дома доставят удовольствие и ему, и вам.

Конструктор

Проводить досуг с ребенком 1 года можно с помощью конструктора. Такая деятельность развивает сенсомоторные навыки, мелкую моторику. Детали должны быть размером примерно с ладошку крохи (слишком маленькие блоки ребенок может проглотить). Составляя фигуры, (замки, гаражи т. д.) у него развивается фантазия. Блоки у конструктора выпускаются разных цветов для того, чтобы маленькие дети изучали их. Взрослые, в процессе игры должны проговаривать название цвета, чтобы процесс изучения был органичным.

С помощью разных размеров деталей конструктора (большие и маленькие), кроха научится понимать разницу какие детали больше/меньше. Совместно постройте башни разной высоты, и объясните ему: какая выше, а какая ниже. Способствуют развитию мелкой моторики у годовалого малыша элементарные для взрослых действия, например, отрывание скотча от конструктора. Научите его заворачивать в фольгу детали конструктора, а потом обратно разворачивать.

Воплощайте в жизнь интересные идеи. Например, наклейте одну картинку на несколько деталей конструктора, разъедините её и попросить малыша собрать из частей целую картинку.

Читайте также  Конспект урока по теме «Дружба и порядочность».

Ежедневный план игр и занятий по развитию годовалого малыша

Решила составить этот план дабы не пропали мои старания и труды в развитии сына, т.к. некотрорыми упражнениями для усвоения и закрепления необходимо заниматься каждый день. Тем более все, что будет приведено ниже, ОЧЕНЬ нравится моему сынуле, и мы с ним вместе с интересом и удовольствием всем этим занимаемся.

План составлялся исходя из индивидуальных особенностей моего ребенка. Если вас заинтересовала данная информация, но вы с чем-то несогласны, можете некоторые пунты убрать или дополнить свои. Было бы интересно выслушать мнения!

Хочу добавить, что мама должна учитывать настроение малыша, когда предлагает ему то или иное занятие. И если малыш все же отказался или сейчас ему интереснее позаниматься чем-то другим, то настаивать не стоит. А так же не стоит настаивать на том, что бы закончить начатое, когда малышу стало неинтересно и он хочет позаниматься чем-то другим. В противном случае вы рискуете отбить у ребенка охоту в деле, которым вы были заняты. Это касается абсолютно всех игр и занятий.

На каждое занятие отводите не более 5-15 минут, т.к. детки в этом возрасте еще неусидчивые, им быстро надоедают однообразные занятия, даже если по вашему мнению это весело и интересно!

Итак:

Ежедневный план игр и занятий по развитию годовалого малыша:

  1. Изучение букв. У нас есть книга с буквами, по которой мы их и изучаем. Санька всегда начинает гоготать, когда я ему озвучиваю одну и туже согласную быстро-быстро. Потом, если у него получается, то он сам ее произносит. Важно! Показываю на букву, я произношу только звук, а не саму буку, как она должна звучать в алфавите, т.е. не БЭээ, а просто Б без всякого Ээээ. За один раз мы проходим 4 буквы — 2 повторяем с прошлого раза, и две новые. И так по кругу.
  2. Показываю карточки с красными точками по Доману и называю их количество. Т.е хочу привить кооличественное воприятие, а не воприятие цифры, как мы взрослые привыкли делать. Из всей методики я почему-то посчитала, что это самое важное и необходимое. К тому же такое умение в дальнейшей жизни обязательно пригодится. Сынуля всегда смотрит с таким вниманием, просто удивляюсь каждый раз. В течении недели каждый день необходимо показывать сначала 10 одинаковых карточек, например, от 1 до 10, затем с каждым днем менять одну старую, на одну новую, например, 6 на 11, затем 3 на 12 и т.д. У меня пока сделано 19 катрочек, но планирую довести их количество до 100. И так опять же по кругу.
  3. Знакомство с цветами и формами. Цвет: беру предметы, одинаковые по форме и содержанию (из одинакового материала и с одинаковой поверхностью), но разного цвета, например, разноцветные пластиковые шарики, показываю и проговариваю цвет. Три цвета за один раз. То же самое с формой, только теперь цвета и содержание одинаковые, а формы — разные, например, желтые кубик и шарик. В дополнение к озвучанию названия фигуры, я рассказываю об особенностях того или иного предмета, например в нашем случае, шарик может катиться, потому что он круглый, а кубик нет, т.к. катиться свободно ему мешают углы, но из-за этого он более устойчив,чем шарик. И т.д.
  4. Чтение книг. Читаем выразительно и с интоннацией.
  5. Рассмотрение картинок в книгах с моими комментариями и вопросами: «Покажи где самовар, собачка, матрешка…» и т.д.
  6. Танцы под музыку. Я выбрала песни Железновой. Они просты, а движения под них легки. Но есть и песенки, движения под которые годовалому малышу не осилить — они для более старшего возраста. Скачать видео с песнями Железновой можно здесь: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1412778
  7. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры («Сорока-сорока, где была? Кашку варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала — он в лес не ходил, дрова не рубил»; «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик — мама, этот пальчи — я. Вот и вся моя семья»), игры с маленькими предметами — перекладывание орехов, камушек, фасолин и т.д. Работа с крупой, например, закопать малекькую игрушку в крупе — ребенок должеп ее найти. Или есть еще одна игра: В листы бумаги завернуть игрушки. Пусть таких «сюрпризиков» будет 4-5. Сначала покажите сами как развертывать,потом можно будет это сделать руками ребенка, а затем предоставить ребенку все проделать самотоятельно.
  8. Изучение частей тела человека. Постепенно достигать результата, чтоб малыш показывал все изученное не только на маме, папе, но и на себе: глазки, носик, ротик, ножки, коленки, ручки, пупочек.
  9. Рисование, апликации. Для этого надо запастись карандашами, фломастерами (спец. для детей), пальчиковыми и обычными красками, кисточкой и соленым тестом. Техника рисования пальчиковыми красками здесь: https://jovikatalog.ru/risuem-palchikovymi-kraskami.html
  10. Изучение различных поверхностей и их свойтсв: метлл, дерево, стекло, шесть, шелк, шершавое, гладкое, холодное, телое, горячее и т.д. Этим можно заниматься в процессе различных игр. Достаточно просто прокомментировать, когда ребенок до чего-то такого дотронулся.
  11. Пополнение словарного запаса (пассивный способ) — проговаривание в слух названий предметов, с которыми ребенок сталкивается, играет или просто обращает внимание.
  12. При вечернем купании игры с водой: переливание из разных емкостей, пускание струйки воды — детки очень любят ее ловить Можно сделать брызгалку и дать ее поиграть ребенку и т.д.
  13. Знакомство с внешним миром. Во время прогулки обращать внимание на окружающую природу: деревья,траву, снег (можно показать и рассказать почему снег тает,и что это всего лишь вода,которая превратилась в кристаллы-снежинки) — вообщем все, что нас окружает.
  14. И конечно не забывать про зарядку и легкий массаж.
Читайте также  Конспект урока по географии 8 класса на тему: «Россия на карте мира»

Возможно сейчас ваш малыш не поймет того, что вы ему рассказываете, но будте уверены, бессознательно у него заложется то оношение к вещам, которое вы проявили, знакомя малыша с чем-то конкретным. Это очень важно. Об этом надо помнить всегда, когда общаетесь с ребенком!

Вместе с малышом вы будете узнавать что-то новое и вспоминать забытое, т.к. некоторые вопросы требуют дополнительных знаний (из собственного опыта).

Желаю всем мамам увлекательных и занимательных будней, а малышам много-много интересных открытий

Пластилин

С года можно учить ребенка работе с пластилином (тестом). Его можно отщипывать, резать, катать, создавать разные формы (колобок, колбаска и прочие). Занятия с пластилином тренируют мелкую моторику, развивают творческое мышление, воображение. Лепка дает возможность воспринимать объемные образы, позитивно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие крохи.

Развитие воображения

Рисование – одно из самых необходимых занятий в этом нежном возрасте. Это способ построить доверительные отношения взрослого и ребенка. Начать можно с использования пальчиковых красок. Лучше взять листы большого размера, чтобы он чувствовал простор для действий (можно взять обои). В качестве печаток могут служить губки, салфетки. Дайте возможность малышу рисовать каляки маляки столько, сколько он хочет.

Со временем он сам захочет выделять линии, формы, цвета. В качестве пишущих принадлежностей можно предложить чаду восковые мелки, а фломастеры лучше отложить на потом.

Игры с куклами

С годовалым ребенком можно играть в одно и то же много раз. Например, кормить куклу. Только тогда он осознает, что от него требуется и запомнит игру. Помогайте ему катать коляску с куклой, или кормить целую армию игрушек, или катать машинку. Некоторые дети сами включаются в игру, другие – будут со стороны долго изучать самые простые развлечения. Основная задача – научить действию с предметом (причесывать, укладывать спать и прочее), чтобы впоследствии он умел играть самостоятельно.

В игровой форме надо развивать дыхание малыша, чтобы он с легкостью произносил все звуки. Пусть сдувает снежинки с ладони, которые будут изготовлены из ваты, пенопласта, кусочков бумаги. Учите его задувать свечи.

Дети в восторге от игр на коленках, которые заканчиваются словами «в ямку бух», и ребенок как будто падает в пропасть. Полезно играть с массажным мячиком.

Перед сном ребенка в 1 год можно развлечь спокойными играми, книжками с картинками (показывайте на картинке «собачка спит», «котик умывается»), массажем со стишками.

Дельные советы

Дождавшись годовалого возраста крохи, родители могут начинать заниматься с ним, знакомить его с интересными играми.

Но главное не перестараться, чтобы не отбить желание у малыша заниматься дальше. Для этого следует обратить внимание на следующие советы:

  • Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
  • В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
  • При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.

Максимальным временем, на протяжении которого можно задержать внимание ребенка в полтора года, является 10 минут.

  • Для того чтобы игра была интересной, а кроха усвоил что-то новое, родители должны наглядно показать, что именно он должен делать.
  • В процессе занятия не нужно скупиться на хвалебные слова, ведь они поощряют малыша, являются стимулом для того, чтобы в следующий раз сделать что-либо еще лучше.

Несмотря на занятость родителей, с ребенком в 1 год нужно проводить как можно больше времени. Ведь в этом возрасте он нуждается в коллективе.

Даже если игру заменить обычным общением, это положительно скажется на эмоциональном состоянии малыша.

Оставить комментарий