Конспект гимнастики после дневного сна в старшей группе «Котята проснулись».

Методика проведения

Достижению целей, на которые направлена гимнастика после сна, способствует сочетание 2–3 видов упражнений. При этом обычно комплекс объединяется единым сюжетом, то есть физическая нагрузка приобретает игровую форму. Смена комплексов проводится раз в месяц.

Таблица: картотека гимнастики пробуждения для старшей группы

Дата Комплекс Вид упражнений Название Описание Время выполнения
Октябрь «Прогулка в лес» В кровати «Потягушки»
  1. Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища.
  2. Потягивание.
1 минута
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех)
  1. Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища.
  2. Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам.
  3. Выдох, вдох, исходное положение.
1 минута
Возле кроваток «Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки»
  1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.
  2. Вдох, выдох, наклон туловища вперёд.
  3. Вдох, исходное положение.
  4. Выдох, наклон.
1 минута
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит»
  1. Исходное положение: основная стойка (стоим на ногах, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища).
  2. Вдох, руки в стороны.
  3. Выдох, наклон туловища вправо.
  4. Вдох, выдох, наклон туловища влево.
1 минута
«Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди)
  1. Исходное положение: основная стойка (стоим на ногах, ноги вместе), руки за голову.
  2. Вдох — подняться на носки, выдох­ — присесть.
0,5 минуты
«Стоит Алёна, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (берёза)
  1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
  2. руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, исходное положение.
0,5 минуты
Дыхательное упражнение «Лес шумит»
  1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки опущены.
  2. Наклониться вправо — вдох.
  3. Вернуться в исходное положение — выдох.
  4. То же влево.
  5. Усложнение — руки при выполнении вытянуты вверх.
1,5 минуты
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). 1 минута
Ноябрь «Медведи в спячке» В кроватках Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
  1. Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
  2. Исходное положение: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки. Скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в исходное положение, вдох.
  3. Исходное положение: лёжа на спине, руки в замок за голову. Поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, вернуться в исходное положение (одновременно опустить).
  4. Исходное положение: лёжа на спине, руки в упоре на локти. Прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3–5 сек), вернуться в исходное положение.
  5. Исходное положение: лёжа на животе, руки под подбородком. Прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на кровати, держать, исходное положение.
  6. Исходное положение: лёжа на животе, руки под подбородком. Прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох-выдох.
2,5 минуты
Отдельное упражнение Возле кроваток «Хлопушка»
  1. Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища.
  2. Вдох — развести руки в стороны.
  3. Выдох — опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!».
  4. Повторить шесть-восемь раз.
2 минуты
Отдельное упражнение Дыхательное упражнение «Послушаем своё дыхание»
  1. Исходное положение: основная стойка (стоим на ногах, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища), мышцы туловища расслаблены.
  2. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
1,5 минуты
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). 1 минута
Декабрь Снеговик В кроватках
  1. Раз и два, раз и два (имитируют лепку снежков), Лепим мы снеговика.
  2. Мы покатим снежный ком (поочерёдно проводят по шее справа и слева)
  3. Кувырком, кувырком. (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)
  4. Мы его слепили ловко (растирают указательными пальцами крылья носа),
  5. Вместо носа есть морковка, Вместо глазок — угольки (прикладывают ладони ко лбу и «козырьком» и растирают).
  6. Ручки — веточки нашли. (Трут ладони друг о друга).
  7. А на голову — ведро. (Указательными и средними пальцами растирают точки перед ушами и за ними).
  8. Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой).
2,5 минуты
Отдельное упражнение Возле кроваток, сидя на стульчиках «Согреем замёрзшие ножки после прогулки по снегу»
  1. Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах.
  2. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками.
  3. Ноги вытянуть вперёд и соединить.
1 минута
Отдельное упражнение «Рисуем ножками»
  1. Рисуем ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  2. Ноги поставить всей ступней на пол, поднимать ноги на носки, максимально отрывая пятки от пола.
  3. Из того же исходного положения поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола.
1 минута
Отдельное упражнение Дыхательное упражнение «Снежинки»
  1. Исходное положение: основная стойка (стоим на ногах, ноги вместе), руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»).
  2. Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).
  3. Повторить 3–4 раза.
1,5 минуты
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). 1 минута
Читайте также  Внеклассное мероприятие для 5 класса «Знатоки истории Древнего Востока»

Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения в кровати)

Как сделать массажный коврик своими руками

Блок активных упражнений в прохладное время года выполняется в помещении на массажных ковриках. Эти тренажёры можно изготовить самостоятельно.

  1. Из губок: пришиваем губки шершавой стороной вверх в шахматном порядке на плотную ткань.
  2. Из пуговиц: деревянные пуговицы нашиваем на плотную ткань, выдерживая одинаковое расстояние.
  3. Из фломастеров: нашиваем использованные фломастеры на ткань, плотно прижимая их друг к другу.
  4. Из пластиковых пробок: делаем отверстие в пробках и пришиваем их к ткани.

Можно сделать коврик из плёнки с пузырьками, которую используют для перевозки техники. Но менять такие тренажёры придётся часто, так как упаковочный целлофан быстро выходит из строя.

Сделать массажный коврик можно своими руками

Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения на коврике)

Временной план занятия

Для поддержания интереса и сохранения эмоционального настроя следует придерживаться временных рамок выполнения каждого блока.

  1. Упражнения в кроватках — 1,5–2,5 минуты.

    Гимнастика в кровати настраивает малышей на рабочий лад

  2. Активный блок (гимнастика возле кроваток) — 2–3 минуты.
  3. Дыхательная гимнастика — 1–2 минуты.
  4. Ходьба по массажным коврикам — 1 минута.

Задания комбинируются с учётом того, что вся гимнастика длится до 7 минут.

Таблица: конспект занятия «Гимнастика после сна в старшей группе с элементами массажа спины» (фрагменты), автор Ирина Гадяцкая

Структурный компонент занятия Содержание
Вводная часть <�…Радостное пробуждение Гимнастика проводится в постели. Звучит спокойная музыка. Воспитатель: Объявляется подъем! Сон закончился — встаём, но не сразу, сначала давайте сделаем дыхательное упражнение:

  1. Спокойно сделайте вдох через нос.
  2. Задержите ненадолго дыхание.
  3. Затем медленный выдох через рот.
  4. Повторить 3 раза.

Воспитатель: Ребята, я рада, что вы все проснулись!

Основной этап Воспитатель проговаривает слова и показывает детям движения, а дети повторяют за ним. Гимнастика «Великан и мышь».

  1. Тихо! Тихо! Слушайте, ребята! Жил на свете великан когда-то. (Выполняют глубокий вдох).
  2. Во сне вздохнул он что есть сил И мышь — живую — проглотил! (Выполняют глотательные движения).
  3. Бедняга прибежал к врачу: — Я мышку съел! Я не шучу! (Лёжа в кровати выполняют упражнение «Велосипед»).
  4. Был врач умнейший человек, Он строго глянул из-под век (поглаживают виски указательными пальцами):
  5. — Откройте рот, скажите «А»! (Произносят «а-а-а-а-а»).
  6. Теперь ощупаем бока (щупают себя за бока),
  7. Живот легонечко погладим (совершают круговые движения ладонью по животу по часовой стрелке),
  8. Согнём колени и расслабим (сгибают и разгибают ноги в коленях),
  9. Но с мышкой, видимо, не сладим. Вставайте, что же вы лежите! Идите кошку пригласите.
  10. Но кошка хитрая была И великана обняла. (Обхватывают себя руками).
  11. Прошлись по узенькой дорожке В обнимку великан и кошка, Легонько прыгнули. Нагнулись. (Прыгают, наклоняются).
  12. И под кровати заглянули. (Заглядывают под кровати).
  13. Присели, встали, побежали (выполняют движения в соответствии с текстом).
  14. И через кочки перешли. Ту мышь они везде искали, Но так найти и не смогли…>

<�…Воспитатель: А теперь, ребята, давайте встанем в кружок и сделаем друг другу массаж спины. (Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук). Массаж спины «Дождик»:

  1. Дождик бегает по крыше — (похлопывание ладонями по спине) Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше — Бом, бом, бом!
  2. Дома, дома посидите — (постукивание пальцами по спине) Бом, бом, бом! Никуда не выходите — Бом, бом, бом!
  3. (Дети поворачиваются на 180 градусов и продолжают массаж).
  4. Поиграйте, поиграйте — (поколачивание кулачками по спине) Бом, бом, бом! А уйду — тогда гуляйте, Бом, бом, бом!
  5. Дождик бегает по крыше — (поглаживание ладонями по спине) Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше — Бом, бом, бом!…>
Читайте также  Как правильно организовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

Видео: комплекс упражнений после сна

Фотогалерея: бодрящая гимнастика для старшей группы в картинках


В этом комплексе акцент делается на упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата


Тематику этих упражнений можно использовать при изучении фауны на занятиях по окружающему миру


Этот комплекс помогает автоматизировать умение ассоциировать картинки и слова


Очень актуальная тема для изучения темы животные и птицы


Первый после лета комплекс вкючает не слишком замысловатые упражнения


Упражнения с рифмовками особенно нравятся детям


В этих упражнениях малыш представляет себя сначала цветком, а потом бабочкой

Закаливающие процедуры в детском саду

Методики закаливания организма должны быть предусмотрены образовательной программой ДОУ. В обязательном порядке подбирается индивидуальный подход к каждому воспитаннику, чтобы избежать проблем со здоровьем. Ориентироваться можно на перечень эффективных способов укрепления иммунитета, используемых в детских садиках:

  • Обмывание прохладной водой.
  • Упражнения на свежем воздухе. В холодную пору занятия проводятся в прохладной комнате при температуре до 20°.
  • Ходьба по специальным коврикам.
  • Движения ногами в тазиках с водой.

Гимнастика после обеденного отдыха в детском садике тонизирует организм и помогает быстрее проснуться. Длится занятие около 15 минут. Для прививания любви к спорту воспитатели добавляют в программу стишки, музыку и веселые упражнения. Дополняется полученный эффект закаливающими процедурами.

Анализ гимнастики после сна

Любой структурный элемент образовательной программы детского сада регулярно анализируется. Что касается мониторинга гимнастики после сна, то он необходим для того, чтобы составить общее впечатление об эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также для того, чтобы оценить эмоциональный фон в группе. Схема анализа гимнастики разрабатывается методическим коллективом дошкольного учреждения с учётом специализации группы. Проводится такая работа ежемесячно, так как обычно комплекс разрабатывается на две недели-месяц. В начале аналитического отчёта указываются:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дата проведения гимнастики;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.
Читайте также  « Организация досуговой деятельности детей младшего школьного возраста и детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования»

Мониторинг методики бодрящей гимнастики необходим для определения эффективности использования тех или иных приёмов

Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики

№ п/п Этап гимнастики Перечень и описание упражнений Временные рамки Вывод (цели достигнуты или нет, соблюдён ли хронометраж, все ли дети справились) Примечания
1 Начало подъёма, туалет 3 минуты
2 Упражнения в постели
3 Упражнения возле кровати 2 минуты
4 Дыхательные упражнения 3 минуты
5 Хождение по массажным коврикам 1 минута

Распорядок дня напрямую влияет на жизнедеятельность ребёнка. Сон как режимный элемент структуры образовательного процесса в детском саду очень важен для здоровья малышей. Методика проведения гимнастики после дневного сна включает разработку комплекса упражнений, направленного на активизацию работы всех групп мышц, повышение настроения ребят, а также на создание оптимальных условий для продуктивного продолжения дня.

О пользе зарядки в детском возрасте

Полноценное развитие малыша подразумевает занятия спортом. Приучать к нему необходимо как можно раньше. Желательно демонстрировать все на своем примере и заниматься вместе. Регулярное получение физических нагрузок оказывает благотворное влияние почти на все функции организма, проявляется оно в следующем:

  • повышение устойчивости к стрессовым ситуациям и болезням;
  • стимуляция нервной системы;
  • ускорение обменных процессов;
  • положительное воздействие на дыхательную систему;
  • улучшение работы сердца;
  • повышение когнитивных способностей.

Важно знать! Заниматься физкультурой нужно за 1-2 часа до еды или через такое же время после приема пищи. Помещение должно хорошо проветриваться. В летнее время желательно проводить зарядку на свежем воздухе.

Оставить комментарий