Конспект урока психологии в 1 классе ‘Мои ощущения’

Занятия с дошкольниками

Текст книги «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1–4)»

Занятие 15. Каждый человек уникален

Разминка

«Неоконченные предложения».
Дети поочередно устно заканчивают написанные на карточках предложения:

Я люблю…

Меня любят…

Я забочусь…

Обо мне заботятся…

Я верю…

В меня верят…

«Психологическая загадка».

Дети называют человеческие качества по их определениям.

«Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле» (терпеливый).

«Человек, умеющий сказать нежные, добрые слова» (ласковый).

«Не способный к низким, дурным поступкам человек» (порядочный).

«Человек, который всегда действует честно, по правилам» (справедливый).

«Джунгли».

Ведущий достает на несколько секунд фигурку из мешочка «Животные джунглей». Ребенку необходимо, внимательно посмотрев на фигурку, принять такую же позу (включая расположение ног). Можно показать ребенку сдвоенную фигурку (например, двух котят), тогда он будет вынужден позвать себе кого-нибудь в помощь.

«Кто тебя позвал».

Один из учеников выходит к доске и отворачивается. Ребята по очереди зовут его, изменив голос. Водящему необходимо угадать, кто его позвал.

Основное содержание занятия

«Звездочка».

Ведущий рисует на доске звезду, в лучах которой пишет: «мама», «папа», «учительница», «друг», «ведущий». Один из ребят приглашается к доске. Ведущий указывает на один из лучиков и подает условный знак, например, топает ногой. Ребенок должен решить, какое качество у него общее с этим человеком. Если же ведущий хлопает в ладоши, нужно вспомнить, какое качество указанного человека противоположно имеющемуся у ребенка. (Например: ведущий указывает на лучик с надписью «мама» и топает. Ребенок говорит: «Мама любит животных, и я тоже». Далее ведущий указывает на лучик «папа» и хлопает. Ребенок сравнивает себя с папой: «Он рассеянный, а я внимательный».)

Работа со сказкой.

Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Цветок по имени Незабудка(О. Гавриченко)

Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.
Цветы на этой поляне умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда они играли друг с другом в мячик из капелек росы. Весело и интересно жилось им!

Однажды утром на поляне появился новый цветок – на тоненьком стебельке с маленькими листиками и крошечным нераскрывшимся зеленым бутоном.

– Ты похож на обыкновенную траву, – сказали большие красные цветы Мака, – ведь ты весь зеленый.

– Нет, – ответил новый цветок, – я цветок Незабудка.

– Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! – сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. – Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

– Таких цветов не бывает, – зазвенел колокольчик. – Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали:

– Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой.

Маленькая тоненькая Незабудка посмотрела на себя: «Да… Я вся зеленая, и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не захочет, а играть – тем более…» От этой мысли она почувствовала себя совсем одинокой. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившийся бутон наклонился к земле… Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил ее спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

– Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

– А мы, – зазвенели колокольчики, – самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

Маленькой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто и не слушал бы, ведь она совсем не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже – цветок», – так думала Незабудка.

И на следующий день Незабудка так сильно постаралась, так сильно напрягла силы, что из бутона появились цветочки – очень красивые, голубые, по форме своей не похожие ни на один цветок на поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

– Мы летаем по всему лесу, но нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка!

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Ее выбрали Королевой бала, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка была счастлива, ведь она не отчаялась и смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она – Незабудка – прекрасный цветок.

Комментарии для ведущего

Основным в этом занятии является упражнение «Звездочка». После его выполнения дети должны понять, что между ними и другими внешне непохожими людьми всегда есть какое-либо сходство. Наличие у человека чувства общности с окружающими, ощущение себя частью человечества, по утверждению А. Адлера, являются необходимыми предпосылками психологического здоровья.

Сказка, представленная на этом занятии, очень важна и близка детям. Помимо или вместо ее традиционного обсуждения сказку можно инсценировать, приглашая на роль Незабудки разных детей. В некоторых группах имеет смысл дать эту роль каждому ребенку. Можно предложить детям хором произносить наиболее важные фразы из сказки (они выделены курсивом).

Занятие 16. В каждом человеке есть темные и светлые качества

Разминка

«Неоконченные предложения».

Дети заканчивают незавершенные предложения:

Читайте также  Сюжетно — ролевая игра «Путешествие на поезде»

Я надеюсь…

В будущем я хочу…

Мои родители хотят, чтобы в будущем я…

Я стараюсь…

«Психологическая загадка».

Дети называют человеческие качества по их определениям.

«Человек, который относится по-дружески к окружающим (как к друзьям)» (дружелюбный).

«Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать знания» (любознательный).

«Откровенный человек, честно выражающий свои чувства» (искренний).

«Человек, который помогает другому без пользы для себя» (бескорыстный).

«Птичий двор».

Ведущий достает на несколько секунд фигурку из мешочка «Птицы». Ребенку необходимо, внимательно посмотрев на фигурку, принять такую же позу (включая расположение ног).

«Чьи ладошки».

Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди тихонько подходят к нему и на несколько секунд кладут свои ладошки на его. Водящий должен догадаться, чьи ладошки «приходили к нему в гости».

Основное содержание занятия

«Темные и светлые мешочки».

Ведущий рисует на доске два больших мешка и достает заранее заготовленные таблички с различными названиями качеств людей. Ребята должны рассортировать качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблички к доске, «складывая» качества в соответствующие мешочки. «Темными» качествами мы называем те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению, «светлыми» – те, что помогают.

«Светофорики».

Ведущий раздает ребятам «светофорики» – кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4–5 см. Ведущий указкой показывает на таблички с названиями качеств, помещенные в «мешочки» в ходе выполнения предыдущего упражнения. Дети должны подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить с помощью «светофорика»: зеленый цвет – «да», красный – «нет». Ведущий тоже играет. После игры он задает вопрос: существуют ли ребята, у которых есть качества только из одного «мешочка»? Все вместе приходят к выводу о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные», и «светлые» качества.

Работа со сказкой.

Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Перчатка(Е. Голованова)

В старом шкафу с большими зеркалами и скрипучими выдвижными ящиками жили разные вещи. В одном из ящиков лежали две вязаные перчатки. Их положила туда до будущей зимы хозяйка, связав вместе, чтобы не потерялись. Перчатки были теплые, почти новые; зимой в них было тепло и уютно. Разница между ними была только в том, что одна была левая, а другая – правая.
Правая Перчатка часто носила сумки, открывала все двери и оттого чуть больше износилась. Левая же носила часы, иногда браслеты, а иногда поверх нее надевали колечко с бирюзой. Левая Перчатка была щеголиха, она чувствовала себя самой изысканной и элегантной из всех левых перчаток! Ко всем соседям по ящику она относилась свысока. Но больше всего ее возмущало, что пару ей составляет такая грубая, жесткая натура, как ее сестра – Правая Перчатка.

«Как ты можешь так жить? – говорила Левая Перчатка Правой. – Ты работаешь целыми днями, постоянно касаешься грязных денег, трогаешь все без разбору, а потом смеешь лежать рядом со мной! А я веду светскую жизнь – кому-то махну рукой, на что-то укажу пальчиком, но никогда не ношу тяжелых сумок и, уж конечно, гораздо чище тебя! Зачем ты мне нужна? Мне и без тебя хорошо!» Не успела Левая Перчатка договорить, как ящик шкафа открылся. Хозяйка извлекла перчатки наружу, надела их на руки и отправилась на улицу. Там было прохладно, падал снег. Хозяйка долго гуляла, и Левая Перчатка то и дело вздрагивала, когда Правая похлопывала или теребила ее без надобности. Наконец обе оказались в кармане пальто: хозяйка подходила к магазину. И тут Левая Перчатка не выдержала. Она ловко выпрыгнула наружу, крикнув напоследок: «Прощай! Я больше не хочу жить рядом с такой замарашкой! Отныне нам не по пути. Я скоро наверняка займу какое-нибудь почетное место в другом доме!»

Перчатка упала на тротуар. Она еще не знала, что одна она никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило город, какой-то прохожий поднял ее, повертел в руках… «Это моя судьба», – подумала Перчатка, но ошиблась: прохожий повесил ее на сучок дерева. Она провисела там три дня, утешая себя тем, что так и должно быть: все великие Перчатки начинали именно так!

Но вот на ней появились сосульки, она обледенела внутри и снаружи. Тогда ею заинтересовалась пролетавшая мимо Ворона. «Наконец-то! – с облегчением вздохнула перчатка. – Не зря я здесь висела. Эта птица, наверное, чей-то посыльный и скоро доставит меня в приличное общество. Пусть я немного замерзла, но зато по-прежнему элегантна…»

Но у Вороны были другие планы. Она схватила Перчатку, потрясла ее, сбивая сосульки, и потащила к себе в гнездо. Сообразив, в чем дело, Перчатка вырвалась из ее когтей и упала прямо в сумку старьевщика. Старьевщик удивился, но, повертев Перчатку в руках, взял ее с собой.

«Вот теперь я почти дома, – думала про себя Перчатка. – Сейчас меня выстирают, выгладят, и я опять буду как новая».

Но дома Перчатку бросили в кучу старых вещей. Перчатка была огорчена: она начинала понимать, какой ошибкой было сбежать от хозяйки. Старые вещи вокруг нее поговаривали о том, что ее скоро распустят на нитки и смотают в клубок. Она этого очень боялась, поскольку для нее утратить свою элегантную форму было равносильно смерти. И она впервые позавидовала своей сестре – Правой Перчатке, которая лежала в теплом уютном шкафу.

Левая Перчатка готова была выполнять самую грязную работу, лишь бы не лежать здесь на холодном полу и не слушать сплетен старых вещей.

Читайте также  Рисование пластилином презентация. Презентация на тему: Рисование пластилином. Аппликация из пластилина на тему «Осень золотая» для самых маленьких

Перчатка предавалась своим печальным размышлениям, как вдруг послышалось знакомое рычание, и крепкие зубы сцапали ее. Это была собака прежней хозяйки!

Собака выскочила из лавки старьевщика и, пробежав еще немного, бросила Перчатку прямо к ногам хозяйки. Перчатка была довольно-таки грязная и изорванная, но хозяйка узнала ее, подняла, отряхнула и положила в карман.

Теперь Левая Перчатка, выстиранная и заштопанная, опять живет в большом шкафу, дружит с Правой Перчаткой и другими вещами. Она даже помогает сестре носить сумки и никогда больше не зазнается.

По случаю возвращения Левой Перчатки в шкафу был устроен праздник. Обе сестрицы – Левая и Правая – веселились всю ночь, пока хозяйка спала. Им было хорошо вместе, и все их друзья радовались за них. Все точно знали: эту дружбу водой не разольешь!

Вопросы для обсуждения

– Чего так сильно хотелось Левой Перчатке? (Быть лучшей, всегда на виду.)

– Как вы думаете, чего она не знала о себе? (Что у нее есть недостатки.)

– Что помогло Перчатке узнать себя лучше? (Жизненные трудности.)

– Были ли у вас трудные ситуации, после которых вы стали лучше понимать себя?

Комментарии для ведущего

Это очень важное занятие, поскольку ребята впервые знакомятся с идеей неоднозначности, двойственности человеческой природы: в каждом человеке есть и светлые, и темные качества. Подведя детей к такому выводу, можно перейти к обсуждению, с одной стороны, права каждого человека быть несовершенным (делать ошибки – это нормально, не обязательно всегда быть первым), с другой стороны, возможности принятия, неосуждения любого человека. Ведь в любом, даже «очень плохом», человеке обязательно есть что-то хорошее.

При обсуждении сказки подчеркните, что ее герои в разных ситуациях проявляют различные качества.
Тема 3. Какой Я – Какой Ты

Цели

– помочь детям понять, что у них есть много положительных качеств;

– учить детей находить положительные качества во всех людях.

Занятие 17. Какой Я?

Разминка

«Неоконченные предложения».

Дети завершают предложения:

Я злюсь, когда…

Я радуюсь, когда…

Я печалюсь, когда…

Я не люблю, когда…

«Психологическая разгадка».

Ведущий предлагает детям придумать психологические загадки (определения качеств), в которых разгадками будут названия качеств людей. Поначалу используйте такие «разгадки», как честность, доброта, справедливость, – те, что упоминались на предыдущих занятиях и значение которых детям понятно. По окончании работы можно сравнить детские определения с теми, что имеются на ваших карточках. А затем предложите придумать определения к противоположным качествам: злость, гнев, обида, несправедливость…

«Холодно – горячо».

Это модификация известной игры. Нужно спрятать в классе небольшую игрушку. Путь водящему указывают участники с помощью различных веселых звуков: жужжания, мычания, хрюканья, пыхтенья и т. п. Скажем, при приближении водящего к месту, где спрятана игрушка, все жужжат, при удалении от нее – хрюкают. Условные звуки меняются от тура к туру. После нескольких туров можно спрятать игрушку, например, в одежде ведущего, который перемещается по классу и этим осложняет поиск…

Основное содержание занятия

«Цыганка».

Ведущий набрасывает на плечи шаль и превращается в «цыганку». Она предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ведущему со словами: «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я» (обращение на «ты» обязательно). «Цыганка» держит за спиной «карты» с написанными на них «светлыми» качествами людей. Вытаскивая по одной, она раздает их детям со словами: «Правильно я нагадала?» Ребенок может начать сомневаться, отказываться от какого-то качества. В этом случае следует, с одной стороны, поддержать его размышления о том, какой он на самом деле, с другой стороны, постараться убедить его в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению группу.

Работа со сказкой.

Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Сказка про дружбу(Е. Агеенкова)

Это было давно. В неизвестной стране. В неизвестном городе. И неизвестно в каком доме, но с одним вполне определенным мальчиком. Его звали… впрочем, это не важно.
Жил этот мальчик да поживал. У него было все, о чем только мог мечтать обыкновенный ребенок его возраста. Родители ни в чем ему не отказывали. Но у него не было, быть может, самого главного – друзей. Мальчик ни с кем не мог поладить и не понимал, что причина в нем самом. Он будто не замечал людей. Он требовал от других только того, что было нужно ему. Если у кого-то случалось несчастье или человек грустил, мальчик мог запросто подойти к нему и начать рассказывать, как весело вчера было в цирке. Он не любил и не умел слушать людей. Это было не со зла, а получалось само собой. И никто ни разу не догадался сказать ему, что он поступает неправильно.

Однажды мальчик вернулся домой из школы, как обычно, рассерженный. «Все отвернулись от меня. Никто не дружит со мной. У меня никогда не будет друзей», – бурчал он себе под нос. «Зато у тебя есть я», – вдруг раздался чей-то голос. Мальчик испугался: «Кто это?» – и тут же увидел маленькое существо. Оно сидело на кровати и с улыбкой смотрело на мальчика.

Это существо было ни на что не похоже: мягкое, белое, полупрозрачное, оно излучало тепло и доброту. Звали его Илис.

Мальчик и Илис подружились. Они проводили вместе вечера после школы, вместе делали уроки, играли. А еще Илис научил мальчика… летать! Иногда, летая при луне над спящим городом, они беседовали о разных вещах. Илис хоть и был маленьким, но знал очень много.

– Откуда ты? – спросил как-то мальчик.

– Откуда?.. Это здесь, рядом… но людям этого не видно, – загадочно отвечал Илис. – Это особенная страна. Там все умеют летать, там сбываются сны, и все счастливы.

Читайте также  Праздник посвящённый «Дню знаний» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

– Ты такой умный и знаешь все. Может быть, тебе известно, отчего у меня нет друзей? Почему все отворачиваются от меня? Помоги мне.

– Все очень просто, – улыбнувшись, ответил Илис, – надо только научиться слушать сердцем. Постарайся прислушиваться к людям. Видишь ли, не всегда другим интересно то же, что и тебе. Надо хоть иногда что-то делать для других. Это и легко и трудно одновременно.

– Спасибо, – сказал мальчик, – кажется, я понял. Как хорошо, что ты у меня есть. Ты – мой настоящий друг.

И тут улыбка исчезла с лица Илиса.

– Видишь ли… Я не всегда буду здесь. Я с тобой лишь на время. Потом меня не станет.

Но время шло, и все было по-прежнему: Илис и мальчик подолгу играли вместе, а по вечерам Илис учил мальчика разным премудростям, но с каждым днем становился все грустнее. Что-то его тревожило. Но что именно – об этом знал он один.

Однажды мальчик вбежал к себе в комнату с радостным криком: «Илис! Сегодня самый счастливый день в моей жизни! У меня наконец появился друг! Друг, о котором я так давно мечтал. Это так прекрасно, когда рядом есть человек, который всегда готов тебе помочь, который, какое бы ни было у него настроение, всегда готов тебя выслушать, когда все тягости в жизни делятся пополам, а радости умножаются вдвое. Как это прекрасно – иметь друга!»

Мальчик рассказывал о своем друге, но никто его не слышал. Он не знал тайны, которую знал Илис. Пришел тот день, когда Илис стал ему уже не нужен. Мальчик сумел научиться всему, чему он его учил, и поэтому у него появился друг. А Илис исчез. Поняв это, мальчик опечалился. Но теперь Илис всегда был рядом с ним, в его памяти. Он жил у него в сердце. Когда наступали тяжелые времена, мальчик советовался с Илисом и поступал так, как подсказывало ему сердце.

Вопросы для обсуждения

– Что значит «научиться слушать сердцем»?

– Как вы понимаете слова «надо прислушиваться к людям»?

– Почему уметь жить для других – это и трудно и легко одновременно?

– Объясните фразу «Илис жил у него в сердце».

– Были ли у вас когда-нибудь трудности с дружбой и что вам помогало их разрешить?

Комментарии для ведущего

На этом занятии основным является упражнение «Цыганка». Как правило, оно выполняется с большим интересом. Карточку с качеством, которое досталось ребенку, можно, перевернув, положить ему на стол. А затем после окончания игры еще раз предложить группе вспомнить, каким хорошим качеством обладает ребенок, и открыть его карточку.

Занятие 18. Какой ты?

Разминка

«Закончи предложения».

Дети завершают предложения:
Большинство ребят нашего класса…
Мне нравится, когда ребята…

Я не люблю, когда смеются…

«Психологическая разгадка»
(см. занятие 17).
Группа делится на две команды, которые задают друг другу психологические загадки.

«Найди игрушку».

Игрушка прячется в столе одного из участников в отсутствие водящего. Затем ребята называют отличительные качества того участника, у которого спрятана игрушка. Когда водящий находит игрушку, то сообщает, какие именно сведения помогли ему в поисках.

Основное содержание занятия

«Цыганка»

(
см. занятие 17).
Упражнение выполняется с некоторым усложнением: в роли цыганки выступают на этот раз сами дети, получая задание не только «погадать», но и доказать, что качество, обозначенное на выпавшей карте, действительно присутствует у того, кому эта карта досталась.

«Заяц-Хваста».

Дети вспоминают сюжет сказки про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц стоял на пеньке перед другими зайцами и хвастался: «Я самый умный! Я самый смелый! Я самый хитрый!» А тетка Ворона потрепала его за ушко и запретила хвастаться. А потом собаки поймали Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. Так Ворона убедилась, что Заяц – не хвастун, а и вправду молодец.

Ведущий предлагает побыть Зайцем-Хвастой каждому ребенку. Нужно встать на стул – «пенек» – и громко сказать: «Я самый-самый…»

Комментарии для ведущего

«Заяц-Хваста» очень важное и трудное для детей упражнение, поэтому необходимо правильно выполнять его. Ребенок должен находиться в центре внимания группы и обязательно на возвышении (на стуле, столе). Он должен очень громко проговаривать свои положительные качества, а группа также громко повторять их: «Я смелый! – Ты смелый!» «Я красивый! – Ты красивый!» и т. п. Можно сказать детям, что для того, чтобы все сбылось, они должны не только громко кричать, но и направлять все свои добрые чувства на водящего, например, протягивая в его сторону раскрытые ладошки. Не у всех детей получится с первого раза похвастаться, многие дети будут стесняться выполнять упражнение. Настаивать не стоит, при повторении упражнения с ним справляются практически все.

После того как все дети побывают Зайцем, можно предложить им подумать о том, что большинство из них на самом деле не хвастались, а говорили правду о себе. Можно предложить детям снова встать на стульчик и произнести ту же фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором повторить ее, например: «Ты умный, красивый и ласковый».

Оставить комментарий