Мельников+ Дефектология для Вас

Использование приёмов Арт-терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Полякова Ксения Олеговна – студентка магистратуры заочного отделения Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается использование метода арт-терапии на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста. Дано определение арт-терапии, рассмотрены ее наиболее актуальные виды. Описаны методики арт-терапии и ее основные принципы. В конце статьи дана оценка эффективности использования этого метода в работе логопеда с детьми.

Ключевые слова: Арт-терапия, логопедия, рисование, танцевально-двигательная терапия, драматургия, сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, пескотерапии.

Согласно сегодняшней статистике, количество нарушений речи у детей ежегодно увеличивается. Дети испытывают сильную неуверенность в своих занятиях по языковой терапии, особенно если они впервые пришли к логопеду и недостаточно мотивированы для познавательной деятельности. Использование арт-терапевтических подходов и методов в работе логопеда, помогает детям обрести уверенность в своих силах, снять внутренние «зажимы», которые важны для «безречевых» детей, преодолеть трудности и повысить мотивацию к обучению. Часто можно обнаружить, что дети, пришедшие на занятия, слишком медленно участвуют в процессе и выполняют определенные задачи [3].

Находясь на границе между педагогикой, психологией и медициной, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные (инновационные) методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу логопеда. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционной работы и развития у детей с проблемами речи. На фоне комплексной логопедической терапии нетрадиционные методы терапии, не требующие особых усилий, оптимизируют процесс языковой коррекции речи на языке детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много:

  1. Арт — терапевтические технологии.
  2. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.
  3. Современные технологии сенсорного воспитания.
  4. Телесноориентированные техники.
  5. «Су – Джок» – терапия.
  6. Криотерапия.
  7. Информационные технологии. В нашей статье мы рассмотрим метод арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия — терапия исскуством ‒ возниклаиз идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психических заболеваний с помощью живописи. Метод был основан на том, что человек через искусство выражал свои чувства и освобождался от них [1].

Суть арт-терапии заключается в терапевтическом, корректирующем воздействии художественных приемов на субъектов и проявляется в реконструкции и выходе из травмирующей ситуации. Все это происходит через создание произведений искусства, перевод внутренних переживаний во внешнюю форму и создание новых положительных эмоций и чувств. Арт-терапия, широко используется в логопедии для установления контакта с ребенком и включения его в учебный процесс. В настоящее время многие логопеды все чаще используют этот подход.

Эффективность использования различных видов арт-терапии в коррекции подробно описана в работах таких авторов как: С. Машура и З. Матейова, И. В. Вачков, А. В.Гнездилов, Л. Д. Короткова, Т. Н. Щербакова, М.И.Лисина, М.А Панфилова, Л.В Чернецкая, С.С Бычкова, Л.А Дубина и др. И. В. Сусанина дала следующее определение понятия «арт-терапия»: «Арт-терапия ‒ это сфера, которая использует невербальный язык искусства для развития личности, способ соприкоснуться с глубочайшими аспектами нашей духовной жизни».

Обычные методы обучения не всегда дают ожидаемый результат.

Различают активную и пассивную арт-терапию. Первый включает импульс для самостоятельного творчества, пассивный ‒ основанный на использовании существующих произведений искусства. Он также может быть групповым и индивидуальным. В ходе занятий используются: рисунок, лепка, скульптура, мозаика т.д. В качестве материала можно использовать натуральные материалы ( глина, мел, песок, листья, камни, ветви, овощи, фрукты и т. д.) и искусственные (краски, гуашь, бумага, пластилин, целлофановая веревка и т. д.) [5].

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражение, развитие личности и взаимоотношений в обществе, снятие стресса, помогает реализовать некоторые психологические проблемы.

Можно выделить несколько видов арт-терапии, которые может использовать логопед в своей работе:

  1. Рисование – классический метод арт-терапии, любимый детьми, самый доступный на логопедических занятиях.
  2. Музыкотерапия – прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, логоритмика под музыку и т.д.
  3. Танцевально-двигательная терапия – терапия с использованием элементов танца или танцевальных физкультминуток.
  4. Драматургия – разыгрывание жизненных сюжетов и ситуаций, близких ребенку или по известным произведениям детской литературы.
  5. Сказкотерапия – чтение, прослушивание, сочинение детьми сказок, рассказов.
  6. Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета.
  7. Пескотерапия – это игра песком или рисование на нем. Развивает мелкую моторику, повышает активность ребенка. Также является одним из наиболее популярных видов арт-терапии [3].

Поскольку основным видом деятельности дошкольного возраста является игра, необходимо обеспечить, чтобы каждый урок логопеда носил характер образовательной и игровой деятельности, был эмоционально окрашен.

В обучения необходимо использовавть следующие виды занятий: пересказывать уроки, рассказывать истории с картин, рассказывать истории с элементами творчества. Рассказывая истории, дети могут составлять текст коллективно, а сами они могут распределять функции: кто скажет по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто завершит рассказ.

Развитие навыков построения действия в рассказе, использования различных средств коммуникации между семантическими частями высказывания формирует элементарную осведомленность о структурной организации текста у детей, влияет на развитие в них визуального, образного и логического мышления. Развивая двигательные навыки посредством рисования, мы создаем условия для формирования многих психических процессов (языка, мышления, воображения и т.д.).

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.Техники изо-терапии, используемые для развития речи:

  • техника «кляксография»;
  • пальцевая живопись;
  • рисование мягкой бумагой;
  • рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
  • рисование на стекле;
  • ниткография;
  • рисование на манке;
  • техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
  • техника отпечатывания ватой;
  • рисование ладонями.

Подробнее рассмотрим некоторые виды изотерапии.

1. Кляксография – отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Этот тип рисунка относится к нетрадиционным методам. Кляксография помогает формировать способность отражать силуэт и развивать навыки в использовании красок и кистей. Она прекрасно развивает креативность, воображение, воображение, способствует эстетическому восприятию произведений искусства, а также способствует эмпатии. Кляксография успешно используется психологами в коррекционных классах. Этот тип рисунка помогает развивать глаз, координацию.

Кляксографию разделяют на:

  • кляксография обычная;
  • кляксография с трубочкой;
  • кляксография с ниточкой. Работать в этой технике можно начинать с 4-5 лет.
  • кляксография обычная.

2. Ниткография ‒ выкладывание контуром из кружева или толстой нити. В логопедии эту технику можно рассматривать как один из методов развития не только познавательной активности, но и речевой деятельности. Метод ниткографиипозволяет решать сразу несколько дидактических задач:

  • совершенствовать зрительное восприятие детей;
  • развивать зрительно-моторную координацию;
  • формировать плавность, ритмичность и точность движений;
  • подготавливать руку ребенка к письму.

Ниткография может сочетаться с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа, имеет смысл поручить ребенку задачу представления своих персонажей. Также можно загадывать загадки или задавать вопросы, ответами на которые будут «рисунки» в виде общей темы.

3. «Рисование методом тычка» ‒ (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

Читайте также  Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

4. Техника рисования листьями ‒ использует разные листья с разных деревьев. Они покрыты краской кистью и не оставляют пустых мест. Это делается на отдельном листе бумаги. Затем нарисованная страница плотно прижимается к бумаге и пытается не двигаться. Листья можно использовать повторно, нанося на них другой цвет. При смешивании цветов может появиться необычный оттенок, остальное рисуется кистью. Получается чудесные пейзажи.

5. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило ‒ каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой и т.д.

В заключении данной статьи можно сказать, что инновационные методы воздействия на деятельность логопеда становятся перспективным средством коррекционного развития при работе с детьми с проблемами речи. Эти методы являются одним из эффективных средств коррекции и помогают достичь максимально возможного успеха в преодолении психологических и речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Включение в структуру логопедических занятий различных видов арт-терапии не только обогащает занятие и делает его более интересным, но и создает у детей мотивацию и позитивное отношение к процессу обучения. Арт-терапия помогает ребенку выразить свои чувства, эмоции, преодолеть трудности, которые не позволяют ему полностью участвовать в процессе занятия.

Список литературы

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. ‒ М.: Детство-Пресс, 2020. ‒ 381 c.
  2. Артемьева.И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. ‒ 2015. ‒ №7. ‒ С. 31-35.
  3. Колягина.В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие. ‒ М.: «Прометей», 2020.
  4. Салтыкова-Волкович М.В. Арт-терапия в работе с детьми: пособие – Гродно: ГрГУ, 2020.
  5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных технологий
в работеучителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Внедрение в логопедической работе нетрадиционных технологий, которые дают возможность компенсировать нарушения речи, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе.

Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости.

Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.

Целью работы стало повышение уровня развития коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ при использовании различных нетрадиционных технологий с циклом игр и упражнений.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
  2. Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
  3. Способствовать расширению словарного запаса.
  4. Развивать фонематический слух и восприятие.
  5. Развивать связную речь, лексико-грамматические представления.
  6. Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.
  7. Провести работу с педгогами по созданию благоприятных условий для использования нетрадиционных технологий в жизни детей.

Были определены основные принципы:

принцип развития,

который определяет исходную позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель образования – создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию;

принцип природосообразности

говорит о том, что воспитание должно соответствовать как внутренней природе ребенка, так и внешним условиям;

принцип доверительного сотрудничества

рассматривает отношения учитель и ребенок как показатель успешности и завершенности образовательного взаимодействия, развивающего личность конкретного ребенка;

принцип осознания совершаемых действий

полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;

принцип развернутости освоения навыков

. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Педагог отрабатывает навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме;

-принцип обратной связи

позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Выделяют следующие направления коррекционной работы при тяжелых речевых нарушениях:

  • Развитие общей моторики.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Развитие слоговой структуры слова.
  • Развитие лексико-грамматического компонента языка.

Тяжелая структура речевого нарушения требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.

Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений, а нетрадиционные методы — это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Введение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия на развитие речи ребенка известно достаточно много, но наиболее целесообразными и эффективными являются:

• Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.

• Ароматерапия –лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений. • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. • Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка.

• Воскотерапия — игра с воском.

• Пуговичная терапия – игры с различными пуговицами.

• Су-Джок терапия — японская технология пальцевого массажа, обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека).

• Логопедический самомассаж языка, губ, лица (необходим ребенку с дизартрией).

• Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен у детей с ОВЗ, что способствуют развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики).

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

— необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

— заинтересованностью детей,

— развитием их творческой самостоятельности,

— созданием благоприятного климата на занятиях,

— ориентировкой детей на коммуникацию.

Коррекционные занятия с использованием нетрадиционных методов, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:

— развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;

— решение эмоционально-волевых проблем ребенка;

— развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,

— формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.

Использование различных нетрадиционных форм работы в дополнение к традиционным помогает работе с ребёнком быть динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия приятно удивляют.

Читайте также  Искусство выживания. Глава 3.2: Безопасность на улице

Упражнения с различными предметами эффективны и в тоже время просты в выполнении и доступны, не требуют специальной подготовки и сложного оборудования. Могут выполняться ребенком не только с педагогом, но и с родителями.

Использование нетрадиционных материалов на занятиях по логопедии даёт большие возможности для психоречевой компенсации детей с речевой недостаточностью, а именно:

— быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;

— успешнее развивается речевая сноровка;

— обеспечивается психологический комфорт во время занятия;

— ребёнок запоминает большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;

— активизируются и восстанавливаются ВПФ.

Приложение 1

Использование в логопедической работе различных нетрадиционных материалов (бытовых предметов) делает занятие более интересным и эффективным.

Упражнения с зубной и массажной щеткой

Название:

«Бродилки»

Цель:

освоение движений массажа.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Ребенку предлагаются разные предметы для проделывания самоссажа: поглаживание, раскатывание и т.д.

Помимо классического массажа используем массаж зубной щеткой и различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щеткамии, элементы Су-Джок терапии.

Упражнения с шариком

Название:
игра «Один-много».
Цель:

согласование существительных в числе.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Название:
«Назови ласково»
Цель:

согласование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в «ласково». Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Название:
«Скажи наоборот».
Цель:

подбор антонимов.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Логопед катит шарик по столу ребенку, называя предмет. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное с противоположным значением.

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

При проведении звукового анализа слов

Название.

Цель:

формирование звукового анализа

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Оборудование:

используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый.

Описание.

По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов.
Название:
«Раздели слова на слоги»
Цель:

согласование существительных в числе.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Название:

Игра
«Загони мяч в ворота»
Цель: в

ыработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Задувание из трубочки мяча в ворота на развитие сильной воздушной струи.

Разнообразные нетрадиционные артикуляционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. 2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно)

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку». 5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его. 6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Упражнения с ложкой

Название:

«Не расплескай воду»

Цель:

развитие артикуляторной и мелкой моторики

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой.

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой. 2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз. 3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть. 4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку. 5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык. 6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. 8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно). 9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения с прищепками и скрепками

Коробочка с прищепками

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

Название:
Игра «Собери цепочку»
Цель:

развитие мелкой моторики.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Вариант 1.Собрать цепочку по образцу. Вариант 2.Собрать цепочку самостоятельно, чередую прищепки (скрепки) по цвету. Вариант 3.Кто соберет цепочку быстрее. Вариант 4. Прикреплять прищепки (скрепки) к разным предметам из картона (тучка, солнышко, ежик и т.д.)

Упражнения с кольцами Су Джок

Название:
Игра с «ёжиком»
Цель:

развитие мелкой и тонкой моторики; развитие умения координировать речь с движениями. Стимуляция активных точек на теле.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Материал:

Шарики и кольца Су Джок.

Описание.

Логопед предлагает взять в руки шарики — колючих ёжиков и поиграть с ними.

Игра с ёжиком

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бок

Надо их размять слегка, (катаем шарик по ребру ладони)

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко. (катаем шарик Су Джок по коленкам)

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка. (катаем шарик за ухом)

Ёж в лесочек убежал, (катаем шарик подушечками пальцев,

Нам «спасибо» пропищал. «ёжик бежит»)

Упражнения с воздушными шарами

Активно используются артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием. Надувание шаров

– способствует выработке сильной воздушной струи.

Если наполнить шары разными крупами

, то можно использовать как сенсонрую игру «Отгадай, что там?» Сопоставлять шары по цвету, рисунку и по наполнителю.

Упражнения с коктельной трубочкой и бумажной втулкой

Название:
Игра «Подуем в трубочку»
Цель:

тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Описание

. Сделать глубокий вдох носом, задер­жать дыхание, губы направить в бумажную втулку и подуть. Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикреплен­ную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надуваящек.

Читайте также  Обучение детей счету. В помощь детские считалочки и пальчиковые игры.

Название:
Игра«Задуй ваткув «ворота»»
Цель:

выработать умение целенаправленно ме­нять силу выдоха.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Оборудование:

кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты или шарик из бумаги, фольги, дерева.

Описание.

Взрослый вместе с ребенком сооружа­ет широкие «ворота» из кубиков или другого строи­тельного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попа­дания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «во­рота» узкими.

Название:
Игра «Кто дальше задует ватку в «ворота»»
Цель:

тренировать плавную, непрерывную воз­душную струю, при необходимости изменять ее на­правление.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Оборудование:

кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание.

Игра проводится как соревнование, ес­ли у детей хорошо получается предыдущее упражне­ние. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут неболь­шой ватный шарик. Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ре­бенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения ре­чевых органов: раздувание щек, выдох только на гу­бы, произнесение звука
[ф]
вместо [х].

Название:

Игра «Буря в стакане»

Цель:

развить сильный, целенаправленный выдох.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Оборудование:

стакан с водой, соломинка.

Описание.

В стакан с водой опускается соломин­ка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соло­минку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать допол­нительного вдоха.

Упражнения с
легкими деревянными или пластмассовымипредметами
Название.
Игра «Фокус с предметами»
Цель:

тренировать силу и направленность выдоха.

Сфера применения:

дети с ОВЗ

Оборудование:

любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание.

Взрослый кладет любой легкий пред­мет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воз­душной струи.

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе. — презентация


Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе


музыкотерупия Ароматера пия Хромотерупия Су-джок терупия Пескоте рупия Нетрадицион ные методы

Что такое ароматерупия? Ароматерупия — это улучшение психического и физического здоровья с помощью эфирных масел, полученных из ароматических растений. Идеально чистый, полностью натуральный метод успокоения или устранения многих заболеваний.

Применение ароматерапии как средства оздоровления и восстановления у детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости. Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье. Если ваш ученик чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматы аниса, розы, ладана, сандала, иланг-иланга или апельсина. Если ученик одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» – эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсина, корицы. Если ребенок плохо адаптируется к школе – полезен лимон. Если агрессивен – применяем лаванду и ладан. Если ученик ленится, равнодушен к учебе – поможет можжевельник.

Приказ Минздрава России от 4 апреля 2003 г. 139 Приложение 2: «Рекомендуемый перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»: П Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерупия – ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения.

Рекомендации по применению: Тщательно изучайте, при каких недомоганиях применяется то или иное масло. Обратите внимание на то, что применение аромамасел не сочетается с приемом гомеопатических препаратов, т.к. они подавляют друг друга. Не превышайте дозировки.

Раздражительность: роза, кипарис, лаванда, бергамот, бигардия Успокаивающие: лаванда, кипарис, шалфей, анис, базилик, бергамот, мандарин, бигардия Повышение умственной и физической активности: герань, грейпфрут, лимон, лемонграсс, пачули, петитгрейн, сосна, эвкалипт

Музыкотерупия

Су – Джок терупия Метод Су Джок — это современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Су – Джок терупия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. Создателем метода Су Джок является корейский профессор Пак Чжэ Ву.


Главные достоинства Су Джок терапии: Высокая эффективность. Абсолютная безопасность применения. Универсальность метода. Доступность метода для каждого человека. Простота применения.

В нашем случае воздействия на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су Джок тренажеров – шариков, массажных колец и аппликаторов Кузнецова. Данный вид работы может быть использован как элемент занятия (Фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая игра или при самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж.)

«Ежик» с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы может принести этот малыш.. Лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. Занятия с пружинными массажёрами очень полезны для детей. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников и младших школьников.

Формы работы с детьми: Пальчиковая гимнастика Автоматизация звуков

Совершенствование лексико-грамматических категорий Развитие памяти, внимания В ыполнени е гимнастики

Звуковой анализ слов Совершенствование навыков употребления предлогов Слоговая структура слов


ПЕСКОТЕРАПИЯ

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами, например: игры на развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, по развитию связной речи, по развитию грамматического строя речи, во время обучения чтению и письму, во время работы над разнообразными понятиями (овощи, мебель, посуда и др.). В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.


учитель-логопед – это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог … Можно продолжать и продолжать. «Но почему артист?» — спросите вы. Вопрос открыт…….. Каждый пусть ответит сам себе…..

Оставить комментарий