Методическая разработка занятия театрального кружка (со сценарием)

Занятия с дошкольниками

Старшая группа

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование исполнительских умений детей, совершенствуется чувство партнерства. Воспитатель проводит прогулки, осуществляет вместе с детьми наблюдение за окружающими явлениями, животными, прохожими. Развить воображение позволяют различные задания. Например, детям предлагается представить море, берег, солнце, как все лежат на песке и загорают. В процессе создания свободной и раскованной обстановки необходимо способствовать пробуждению фантазии, импровизации, сочинительства. Например, дети могут по-своему закончить какую-либо сказку, придумать новые события, ввести других героев. В процессе занятий используются пантомические и мимические этюды, сценки, направленные на развитие памяти. Дети участвуют в придумывании оформления к сказкам.

План работы кружка для детей старшей группы

План работы кружка «Развитие ребенка в театральной деятельности» для детей старшей группы.

Автор: Мальцева Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №89», Пермский край, г. Верещагино.
ЦЕЛЬ:
развитие эмоциональной среды детей и приобщение их к азам театрализованной деятельности.
ЗАДАЧИ:
— развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности; — обогащать словарь детей, активизировать его; — стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация); — воспитывать гуманны чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам; — Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно в любой обстановке.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
— освоение невербальных средств общения (мимика, жесты.) — речь детей связная, выразительная, расширился словарный запас — научились выражать свои чувства и понимать чувства других — дети уверенные, не робкие сопереживают другим — у детей появился интерес к театру.
МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ:
— иллюстрации, фотографии, открытки по видам, жанрам театрализованной деятельности; — платочки, султанчики, ленточки; — маски; — настольный, пальчиковый театры Материал для изготовления платкового театра: • картон, клей, платки, нитки, иголка , краски, фломастеры, карандаши. Альбомы: потешек, частушек, считалок, чистоговорок. Костюмы и атрибуты к играм драматизациям.
ЛИТЕРАТУРА
1) Т.И.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» 2) Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» 3) И. Медведева, Т.Шишова «Улыбка судьбы» 4) Д/в № 4,2002 г. 5) Ребенок в Д/саду № 3,4,5, 2001 г. 6) Ребенок в Д/саду № 6, 2002 г. 7) Ребенок в Д/саду № 2, 2007 г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МЕСЯЦ Общее количество занятий Название блока Количество занятий Октябрь -4 1)

Знакомство с театром.

1. «Здравствуй театр» -1 2. Жанры театральной деятельности- 1 3. «Как устроен театр» -1 4. Экскурсия в театр» -1 Ноябрь -4 2)

Создание платкового театра.

1. Знакомство с театром -1 2. Способы изготовления платкового театра. -2 3. Способы управления платковым театром. -1 Декабрь- 4 3)

Готовим спектакль «Заюшкина избушка»

1. Познакомить детей со сценарием. 1 2. Подготовка к спектаклю.- 2 3. Исполнение спектакля, показ для детей. -1 Январь- 4 4)

Патологический доминант «Хозяин и собака»

1. Страхи. -1 2.Застенчивость, избирательный мутизм.- 1 3. Агрессивность -1 4. Ревность, стремление к лидерству. -1 Февраль -4 5)

Знакомство с основами актерского мастерства

1. «Встреча с гномами «- 1 2. «Ознакомление с творчеством С.Я. Маршака -1 3. «Уроки воспитания» -1 4. «Веселый концерт» -1 Март 4 6)

Русский фольклор

(р. в Д/с № 2 2007) 1. «Сказка ложь, да в ней намек» 2. «Весна, весна — красна!» 3. «В русской горнице» 4. «Моя Вообразилия» Апрель- 4 7)

Закрепление.

1. Профессия гримера и костюмера (№17 с. 90) -1 2. «Веселый Петрушка» (№ 20,21 с.96) -1 3. Викторина «Сами с усами» (№ 22,26) -1 4. Викторина «Мой маленький театр» (№ 23,25,27) -1

ПОЧАСОВОЙ ПЛАН

1) Знакомство с театром. 1. «Здравствуй театр» * Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, ростовых кукол. * Упражнения : — Дыхательное «Задуй свечу» — На релаксацию «Увядший цветок» — Артикуляционное «Веселый язычок» * Этюды «Ты всегда со мной» (на внимание) * Игра «Пингвины на льду» * инсценировка сказки «Теремок» 2. Жанры театрализованной деятельности. * Познакомить детей с жанрами театрализованной деятельности (драматический, музыкальный, театр кукол, зверей) * Упражнения: — дыхательное «Теплый — холодный воздух — на релаксацию «Разговор через стекло» — артикуляционные «Качели», и «Шторки» * Игра пальчиковая «Три пингвина» * Этюды на развитие воображения «Нам грустно» «Дружная семья» * Постановка спектакля «Сундук» (стр. 54 д/в № 5) 3. «Как устроен театр» * Познакомить детей с устройством театра, сценой, занавесом, зрительным залом, гримерной и т.д. * Упражнения: — на релаксацию «Мяч» — артикуляционные «Маляр», «Часы» — дыхательное «Слоговые цепочки» * Игры — на развитие мимики: «Лимон», «Подарок» — на развитие памяти: «Вспомни свою игрушку» * этюды «Угадай» — на развитие восприятия * Пантомима: «Разговор по телефону» * Постановка спектакля «Лисички» (с. 55 Д/в № 5) 4. Экскурсия в театр. * закрепить знания о театре с детьми. 2) Создание платкового театра. 1. Знакомство с театром. * Дать детям представление о платковом театре, развивать интерес к театру. * Упражнения: — на развитие слухового внимания: «Кто позвал?» «Чего не стало?» — на развитие мимики и пластики движений : «У зеркала» , «Изобрази настроение» * Игры: — с движением: «Море волнуется» — пальчиковая «Жук» * Этюды: — «Друг заболел» — на развитие мышления. * Постановка спектакля «Чив-чив, воробей» (с.57 д/в № 5) 2. Способы изготовления платкового театра. * Привлечь детей к изготовлению платкового театра . Воспитывать желание и интерес помогать взрослому в изготовлении театра. * Упражнения: — Дыхательные: «Выдох через угол рта», «Ныряльщики» — Пальчиковые: «печем блины», «Дом» — На развитие речи: «Хорошо — плохо», «Вежливые слова» — На релаксацию: «Кошка» * Игры: — пантомима «Кто живет в Африке» — на пальцах «Лошадка и коза» — театрализованная «Веселые превращения» — с движениями и проговариваниями «Мама спит» * Этюды на выразительность жеста: «Я на камушке сижу», «На блины» * Постановка спектакля «Перчатки» (с.40 Д/в № 4) * Постановка спектакля «Мышки» (с.41 д/в № 4) 3. Способы управления платкового театра. * Научить детей управлять этим видом театра. Развивать интерес к театрализованной деятельности. * Упражнения: — на развитие фонематического слуха : «слова -перевертыши» — на релаксацию «Тяжелая ваза» — артикуляционное «Улыбка», «Лопатка» * Игры: — пальчиковые : «Крот», «Чайничек» — на развитие пластики движений: «Два притопа» * Пантомимы: «Обед» * Этюды на эмоции: «Делать не я», «Не та собака кусает». * Постановка «Теремок» 3) Готовим спектакль по сказке «Заюшкина избушка». 1. Знакомство со сценарием. * Познакомить детей со сценарием спектакля «Заюшкина избушка». Учить внимательно слушать , запоминать текст, выражать свое отношение к героям сказки. * Упражнения: — дыхательное: «Ныряльщики» — на развитие дикции «Произнеси чистоговорку» * Игры (занятие № 6) — «Разговор по телефону» — пантомима «Мухи» — «Нарисуй и скажи» (мимика) * Этюды на сопоставление различных эмоций: — «Больному и мед невкусен» — «За окном солнышко» * Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка» Подбор костюмов, масок, атрибутов к сценарию. 2. Подготовка к спектаклю. * Учить детей самостоятельно выбирать себе роли, распределять их между собой, подбирать настольные маски, атрибуты для постановки спектакля. Совершенствовать исполнительные умения. * Упражнения: — дыхательное «Петушки» «Задуй свечу» — артикуляционное «Прятки» «Улыбка» «Трубочка» — на релаксацию : «Силачи» «Щелкунчик». * Игры: — пальчиковые: «Ладошка-кулачок-ребро», «Сорока -белобока» — подвижные: «Золотые ворота», «Гори, гори, ясно» — на развитие памяти «Проверь себя» — разучивание и обыгрывание частушек. — Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка» Заучивание слов с детьми. 3. Исполнение спектакля, показ для детей. * Развивать диалогическую и монологическую речь детей, мимику и пластические способности, вызывать у детей положительный эмоциональный настрой, побуждать к активному участию в постановке спектакля, учить чувствовать себя уверенно. * Упражнения: — Дыхательные: «Теплый — холодный воздух» — Артикуляционное: «Качели», «Часы» * Игры: — на развитие мимики: «Подарок», «Лимон» — пальчиковые «Кротик» * Этюды: «Изобрази мимикой настроение» * Постановка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» 4) Патологический доминант. 1. Страхи. * Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх и общению, бороться со страхом, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; закрепить знания о культурно-гигиенических навыков. * упражнения: — дыхательное «Слоговые цепочки» (звук «р») — артикуляционные: «Машер», «Шторки» — на развитие мимики и пластики движений: «Изобрази настроение» * Игры: — пантомима : «Жадный пес» (стр. 76 № 7) — «Веселые превращения» * Этюды (страхи) «Страхи в темноте», «Гроза», «В лесу», «Собака не хочет оставаться одна» * Постановка спектакля «Мойдодыр» (№ 5 с. 70) 2. Застенчивость, избирательный мутизм. * Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы. Воспитывать и развивать уверенность, открытость. * Упражнения: — пальчиковые : «Чайничек», «Три пингвина» — на развитие воображения: «Оживи предмет» . — Пантомима «Черепаха» (с.З. № 9,10 Петрова) * Игры : «Придумай веселый диалог» * Театрализованная викторина «Заячья любовь» (В Берестов) * Этюды : «Собака потерялась» , «Спасение на водах», «Невежливая собака» , «В гостях, но под диваном» * Постановка спектакля «Муха — Цокотуха» 3. Агрессивность. * Научить детей справляться со своей агрессивностью, бороться со страхом и ощущением своей несостоятельности; побуждать детей к инсценированию знакомых произведений . * Упражнения: — артикуляционное «Дети» — на релаксацию «разговор через стекло» * Игры: (с.83 №11) — «Расскажи стихи руками» — «Давайте хохотать» * Этюды «Испорченный день рождения», «Осторожно, злая собака», «Уходя из дома». * Чистоговорки * Постановка спектакля «Киска» 4. Ревность, стремление к лидерству. * Научить детей уступать, отдавать, терпеть и т.д. развивать благородство и смелость, учить не бояться трудностей.. * Упражнения: — Артикуляционное: «Немой диалог» — Дыхательное «Задуй свечу» * Игры: — на имитацию движений «Старичок-лесовичок» — театрализованная «Загадки без слов» * этюды: «Подарки», «Хозяин находит щенка». * Считалки. * Разыгрывание сценки «Мыши» (с.90, №17) 5) Знакомство с основами актерского мастерства. 1. Встреча с гномами, (с 74 № 2 реб. в д/с) * Знакомство с основами актерского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. * Упражнения: — дыхательное «Слоговые цепочки» — на релаксацию «мяч» — артикуляционные «Маляр», «Качели» * Игры: — пальчиковые «Деревья» — на развитие мимики: «Подарок» , «Лимон» — на развитие пластики движений: «У оленя». — На развитие воображения «О чем думают гномы» * Этюды: «Обыгрывание звука Ф» * Придумывание и обыгрывание историй про гномов . 2. Ознакомление с творчеством С.Я. Маршака, (с. 73 реб в д/с № * Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. * Упражнения: — на развитие слухового внимания «Чего не стало?» — на развитие фонематического слуха «Слова — перевертыши» — на развитие дикции «Песенки на лесенке» — на развитие мимики и пластики движений, «Изобрази настроение» * Этюды «На улице две курицы», «Да — нет» Игра -драматизация «сказка о глупом мышонке» С.Я Маршака. 3. Уроки воспитания. * Продолжать знакомить с основами актерского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. * Упражнения: — дыхательное «Вдох через угол рта» — на релаксацию «кошка». * Игры: — пальчиковая «Печем блины» — на развитие речи: «Хорошо-плохо», «Вежливые слова» * Заучивание чистоговорок, скороговорок. * Инсценировка стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» 4. Веселый концерт. * Учить подбирать выразительные средства (атрибуты, костюмы) использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создать образ. Учить взаимодействовать с партнером. * Упражнения: — дыхательное «Петушки» — на релаксацию «Силачи» — артикуляционное «Прятки» «Улыбка» * Игры: — пальчиковые «Сорока — белобока» — подвижные: «Золотые ворота» — пантомима «рубим дрова» — Обыгрывание песни «Во кузнице» — Игра драматизация по сказке «Под грибком» 6) Русский Фольклор. 1. Сказка ложь, да в ней намек. * Продолжать знакомить с русским фольклором. Развивать воображение. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов , известных детям по русским народным сказкам. * Упражнения: — Артикуляционное «Настроение» — Дыхательное «Теплый-холодный воздух» * Игры: — Пальчиковая «Фонарик» — На развитие памяти «Проверь себя» — На внимание «Давай потанцуем» * Инсценировка сказок «Лисичка со скалочкой» «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». 2. Весна-весна-весна! (№ 24 с. 103) * Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Привлекать детей к проигрыванию сценок, учить сочетать движения и речь. Прививать любовь к народному творчеству. * Упражнения: — Артикуляционные : «Часы» и «Улыбка» * Частушки, заклички * игра на имитацию движений «Как варили суп» * театрализованная игра «Загадки без слов». * Разыгрывание по ролям мини -сценки «Мыши» 3. В русской горнице (с 65 Д/с № 4 2001 ) * Продолжать знакомить с русскими традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, собака, Марфуша) развивать навыки монологической речи. * Упражнения на развитие дикции «Песенки на лесенках» * Игры : «Водяной», «Веселый бубен» «Догонялки» * Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, колядок. * Беседа: «Святки» «Крещенские гадания». * Инсценировка «Зима и дети» 4. «Моя Вообразилия» (№ 14 с. 85) * Развивать навыки импровизации, пантомимику; творческую инициативу, фантазию; воспитывать коммуникативные качества. * Мини-сценки «Рак бездельник» * Чтение стихотворения «Моя Вообразилия» * Имитация движений «В лес» * Гимнастика для языка «Шум» * игры- драматизации по русским народным сказкам. 7) Закрепление. 1. Профессия гримера и костюмера. * Познакомит детей с театральными профессиями гримера и костюмера; учить интонационно выразительно проговаривать фразы; развивать пантомимические навыки и артикуляцию; поощрять творческую инициативу, побуждать детей к активному общению через игру. * Театрализованная игра «Старичок -Лесовичок» * Игра на имитацию движений. * Упражнения на развитие артикуляции «Немой диалог» * Считалочки * Инсценировка «Надин сон» 2. «Веселый Петрушка» * Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх , вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой; развивать воображение, логическое мышление, инициативу; учить легко произносить чистоговорки ; развивать пантомимические, коммуникативные качества. * Игры: «Поиграли- угадали», «Расскажи стихи руками» — с движениями: «Представьте себе» * Упражнения: — артикуляционные «Качели», «Шторки» — дыхательное «Холодный теплый воздух» * Загадки * Теневой театр «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко» 3. Викторина «Сами с усами» * Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров; совершенствовать пантомимические навыки; развивать творческое воображение, инициативу, фантазию умение эмоционально и выразительно обращаться; расширять представления детей о театральной деятельности. * Викторина «Сами с усами» Игры : «Кто сказал?» (по сказкам), «Зеркало», «Телефон», «Пантомима». * Расскажи стихи с помощью жестов и мимики . * Мимическая игра «Передавалки» * Разыгрывание сценки «Приятная встреча» 4. «Мой маленький театр» * Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; побуждать детей к активному участию в театрализованных играх; развивать фантазию, воображение, импровизационные навыки; развивать мелкую мускулатуру пальцев и учить сочетать движения рук с речью. * Викторина «Мой маленький театр» — разыгрывание по ролям имитация движений по сказке К.И Чуковского «Тараканище» — «Танец Утят» — пение отрывков, фраз, из стихотворения или сказки * Игра на пальцах «Сороконожки» * Разыгрывание сценок «Лиса», «Зайка» * Инсценировка «Три »

Читайте также  Картотека по окружающему миру на тему: Подвижные игры о птицах. Подвижная игра «Перелет птиц

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план работы кружка в старшей группе План работы кружка по рисованию в средней группе План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе Перспективный план работы в старшей группе. Приобщение детей к русской народной культуре

Похожие статьи:

Планирование тематической недели в первой младшей группы в сентябре

Дополнительная программа по театральной деятельности в детском саду

Актуальность программы : Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть. Направленность программы : Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы — важные моменты этой программы. Новизна программы : В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других. Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве¬дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на¬правлением. Для эстетического развития личности ребенка ог¬ромное значение имеет разнообразная художественная деятель¬ность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является форми¬рование у детей эстетических интересов, потребностей, эстети¬ческого вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творче¬ских способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по те¬атрализованной деятельности, которые проводит педагог допол¬нительного образования. Занятия театральной деятельностью помогают развить ин¬тересы и способности ребенка; способствуют общему разви¬тию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов дей¬ствия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формирова¬нию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретатель¬ность, способность к импровизации. Занятия театральной де¬ятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потреб¬ностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые посто¬янно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстриро¬вать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершен¬ствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых зада¬ний в образах животных и персонажей из сказок помогает луч¬ше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ре¬бятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Использование программы позволяет стимули¬ровать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональ¬ным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начи¬нает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть тер¬пимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружа¬ющими людьми. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрали-зованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обяза-тельного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным про¬граммам, описанным в литературе. Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства , формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Задачи • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. • Создать условия для совместной театрализованной деятельно¬сти детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участи¬ем детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.). • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз-личных видов. • Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и воплощения образа, а также их исполнительские уме-ния. • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида¬ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.). • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их теат-ральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терми¬нологии. • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Задачи кружка : 1. Развивать у детей интонационную выразительность речи. 2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения. 3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики. 4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей. 5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор. 6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений. 7. Поощрять инициативу, творчество. 8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях. 9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Формы работы. 1. Театрализованные игры. 2. Занятия в театральном кружке. 3. Рассказы воспитателя о театре. 4. Организация спектаклей. 5. Беседы-диалоги. 6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям. 7. Чтение литературы. 8. Оформление альбома о театре. 9. Показ представлений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: 1. Художественно – эстетическое : «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, ми¬микой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарак¬терное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и по¬нять характер героя, его образ. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрация¬ми, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать раз¬ными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение. 2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использова¬нием скороговорок, чистоговорок, потешек. 3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализо¬ванных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повсе¬дневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 4. «Социально — коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями об¬щественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театра-лизованных игр и упражнений. Взаимодействие с родителями и специалистами : Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов. Ожидаемые результаты : Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей. Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен тесный контакт с родителями. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ 2 младшая группа Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминают заданные позы. Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка. Знают 5-8 артикуляционных упражнений. Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе. Умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. Умеют строить простейший диалог. Умеют составлять предложения с заданными словами. Средняя группа Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминают заданные позы. Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка. Знают 5-8 артикуляционных упражнений. Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе. Умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. Умеют строить простейший диалог. Умеют составлять предложения с заданными словами. Старшая группа Готовность действовать согласованно, включаясь одновре¬менно или последовательно. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать заданные позы. Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка. Знать 5—8 артикуляционных упражнений. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдо¬хе, не прерывать дыхание в середине фразы. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический сти¬хотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужны¬ми интонациями. Уметь составлять предложения с заданными словами. Уметь строить простейший диалог. Уметь сочинять этюды по сказкам. Подготовительная группа Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные груп¬пы мышц. Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, со¬единяясь в пары, тройки, четверки. Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке. Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены. Находить оправдание заданной позе. На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за¬данную тему. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие. Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скорого¬ворок. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Уметь строить диалог с партнером на заданную тему. Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов. Уметь подобрать рифму к заданному слову. Уметь сочинить рассказ от имени героя. Уметь составлять диалог между сказочными героями. Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов. Содержание программы . Содержание программы включает восемь основных блоков , представленных в таблице . Перечислим их . Блок 1 – основы кукловождения . Блок 2 – основы кукольного театра . Блок 3 – основы актерского мастерства . Блок 4 – основные принципы драматизации . Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность . Блок 6 – театральная азбука . Блок 7 – проведение праздников . Блок 8 – проведение досугов и развлечений . Следует отметить , что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал.
Скачать программу по театральной деятельности в детском саду

Читайте также  Театральные загадки для детского сада с ответами

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованная деятельность в детском саду Театр во второй младшей группе Шляпа своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото Сценарий театрализованного представления для детей с ограниченными возможностями (ДЦП)

Похожие статьи:

Инсценировка сказки Чуковского Муха Цокотуха для детей 5-7 лет

Инсценировка сказки в старшей группе «Про мышку-норушку»

Театральное представление в старшей группе. Лисичка-сестричка и серый волк

Театральная викторина для старшей группы

Игровая инсценировка в детском саду. Средняя – старшая группа

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

Разработала: воспитатель Бирюкова М.И. Новый Торъял 2020г.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Рабочая программа разработана на основе программы театрального кружка по ФГОС в школе и в детском саду.

Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Формированию условий для развития творческого потенциала каждого участника постановочной деятельности.
  2. Совершенствованию артистических навыков в плане переживания и воплощения образов, исполнительских умений ребят.
  3. Формированию простейших образно-выразительных умений, обучению подражанию сказочным животным.
  4. Активизации словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, интонационного строя, навыков вести диалоги.
  5. Обучению элементам выразительных средств художественно-образного типа (мимике, интонации, пантомимике).
  6. Развитию интереса к постановочно-игровой деятельности.
Читайте также  «Конспект урока с применением образовательной платформы Я Класс»

Формы работы с детьми:

  • игра
  • инсценировки и драматизация
  • рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • беседы
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Основные направления программы:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

3. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Как вести себя в театре.

Организация деятельности и режим кружка:

Кружок проводится один раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15. 40-16. 05ч., продолжительностью 25 минут.

Требования к подготовке.

Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:

  1. Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
  2. Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
  3. Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
  4. Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.

Календарно-тематическое

планирование кружковых занятий

Октябрь

1. Тема. Знакомство с понятием театр (показ слайдов, картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3. Тема. Как вести себя в театре.

Цель: знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

4. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ноябрь

1. Тема. Знакомство с видами театров.

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Тема. «К бабушке в деревню».

Цель: вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие, побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать с воображемыми предметами. (Н. Ф. Губанова «Театр. деятельн. дошк.» с.84)

3. Тема. А. Барто «Игрушки», прибаутки.

Цели: развивать интерес и бережное отношение к игрушкам; поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. (Н. Ф. Губанова «Театр. деят. дошкольн.» с.47)

4. Тема. Сказки из сундука.

Цель: познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее, пробудить обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах. (Н. Ф. Губанова «Театр. деятельн. дошк.» с.181)

Декабрь

1. Тема. Чтение сказки «Под грибом».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2. Тема. Распределение ролей в сказке «Под грибом».

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Тема. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.

Цель: продорлжить формировать эмоциональную выразительность речи детей;

4. Тема. Выступление со сказкой «Под грибом» перед малышами.

Цель: учить детей принимать на себя роли сказочных героев; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.

Январь

1. Тема. Зимние забавы.

Цель: создать атмосферу волшебства; учить детей придумывать игровые ситуации; порадовать и увлечь детей игровой ситуации. (Н. Ф. Губанова «Театр. деятельн. дошк.» с.175)

2. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

3. Тема. Культура и техника речи. «Забавные стихи»

Цель: учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

Февраль

1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с кукольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

2. Тема. Чтение сказки «Репка».

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми

3. Тема. Распределение ролей. Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

4. Тема. Инсценировка сказки «Репка». (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Март

1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

2. Тема. Чтение стихотворения В.Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению.

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

4. Тема. Инсценировка спектакля «Зайки серые сидят» «для своей группы».

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Апрель

1. Тема. Развлечение Улыбайся детвора»

Цель: вызвать интерес к персонажам праздника. Доставить детям радость и удовольствие от праздника.

2. Тема. Сказка «Заюшкина избушка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

4. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

1. Тема. Показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

2. Тема. Театральные игры. Артикуляционная гимнастика;

Цель: развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность.

3. Тема. «Игры с бабушкой Забавушкой»

Цель: создание игровой мотивации. Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Список литературы

  1. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.: 2011г.
  2. Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников».
  3. А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
  4. 3.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: 1983г.
  5. ГА. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
Следующая >

Оставить комментарий