Основы развития восприятия цвета детьми статья по теме

Занятия с дошкольниками

Сенсорные представления очень важны для полноценного развития детей.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, – это цвет. Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств, используя которое, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.

Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет».

Это механистический подход И. Ньютона, феноменологический подход Э. Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия цвета на человека.

Современные ученые, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет – это характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

Понятие «сенсорные представления о цвете» в психолого-педагогической литературе

Сенсорные представления формируются через сенсорные эталоны в области цветового восприятия – это цвета хроматического цвета, а также ахроматические цвета. Хроматические цвета находятся в спектре в определенном порядке, начиная от красного к фиолетовому. Порядок цветов определяется тем, какова длина их электромагнитной волны. Если смешать два цвета, которые находятся через один друг от друга, то в результате получится цвет между ними. Если же смешивать два соседних цвета, получается тот или иной оттенок.

Хроматические цвета можно разделит на холодные и теплые.

У каждого хроматического цвета или оттенка есть своя светлота. Также они обладают насыщенностью, как и оттенки цветовых тонов. Светлота – это то, насколько близок цвет к белому. Насыщенность характеризует, насколько оттенок или цвет приближен к чистоте – к примеси к этому цвету с той же светлотой.

Среди художников принято считать, что есть три главных цвета: синий, красный и желтый. С помощью красок этих цветов можно получить достаточно большое количество всевозможных оттенков. Но это не совсем верно. На самом деле ученые выделяют четыре главных цвета, добавляя к этим трем еще и зеленый. И у этого есть веская причина.

Дело в том, что все эти четыре цвета абсолютно не похожи друг на друга. Другие же цвета достаточно близки к одному из них.

В Европе с древних времен эти цвета обозначаются словами, связанными с определенными природными объектами.

Теперь обсудим, что такое представление. Этот термин исследуется представителями разных направлений в науке.

В философии «представление» формулируется как образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Восприятие формы и цвета детьми разного возраста

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа»

Иркутская область

город Усолье-Сибирское

«Восприятие формы и цвета

детьми разного возраста»

преподаватель МБУ ДО «Детская художественная школа»

И.Ю. Ковалёва

2019

Восприятие — это отражение предметов, ситуаций, событий. Восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире.

«Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие, во всех науках, искусствах и мастерствах»- говорил Д.Дидро. Но мы оставим на совести великого французского просветителя максимализм данного утверждения. Уровень образования в области изобразительного искусства возрастает с каждым годом, и заинтересованность родителей в наиболее раннем художественном обучении растет.

Попробуем немного разобраться в проблемах и трудностях, возникающих (особенно у молодых педагогов) в процессе работы с детьми младшего возраста. Сегодня уже хорошо известно, что два полушария головного мозга выполняют не совсем одинаковые функции в организме человека и не могут полностью заменить друг друга, как например, другие парные органы — почки или легкие… Мы знаем, что левое полушарие отвечает за логическую мыслительную деятельность, обеспечивает конкретность представлений, а правое — отвечает за художественно — образное мышление и эмоциональность. По мнению специалистов художественно — образное мышление первично, оно возникло раньше логического, и много лет назад было ведущим в жизни человека. А поскольку каждый человек в своём развитии в какой — то степени повторяет основные этапы развития всего человечества, можно утверждать, что все дети — художники. Поэтому все маленькие дети так любят рисовать. Рисование для детей так же является средством выражения своих мыслей. Не всегда мы — взрослые понимаем результат деятельности юных творцов. Детям просто не знакомы пропорции между различными частями, например тела человека или животного. При этом надо учитывать, что и на мир они смотрят не с уровня глаз взрослого человека. Попробуйте встать на четвереньки, то есть опуститься до уровня глаз ребенка и рассмотреть хотя бы мебель в своей квартире…Вы поймете, откуда у вашего ребенка на рисунках такие пропорции. Преподаватели обучающие детей изобразительному искусству должны учитывать многие психологические особенности развития учащихся младшего возраста. У детей легко рассеивается внимание, поэтому ребенок не может сделать весь рисунок одинаково аккуратным. В данном случае на занятиях рационально применять поэтапное выполнение работы. Младшие школьники мыслят абстрактно, им не знакомы законы перспективы, отсюда на рисунках человек может быть изображен больше дома. Учащиеся более младшего возраста не умеют управлять своим восприятием, у них не получается самостоятельно анализировать то или иное изображение или репродукцию с картины. При рассматривании и попытках описать картину они перескакивают от одной части к другой, часто упускают или попросту не обращают внимания на детали. Восприятие ребенка определяется прежде всего цветовыми особенностями самого предмета: яркий цвет. Поэтому дети в картинах замечают не главное и важное (центр композиции), а то, что ярко и необычно выделяется на фоне других предметов.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не способен к тщательному и детальному рассмотрению графических образов. Эти особенности восприятия детей хорошо описаны в исследованиях Е.И. Игнатьева по изобразительной деятельности. Например, дети младшего школьного возраста получили задание нарисовать цветной кувшин. После того, как дети рассмотрели и описали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не возвращались (даже при напоминании экспериментатора). В результате дети изобразили кувшины различных форм. Объясняется это тем, что они не анализировали форму кувшина в процессе рисования. В процессе взросления восприятие ребенка претерпевает существенные изменения. Постепенно дети овладевают техникой восприятия, учатся смотреть, слушать, выделять главное, существенное, видеть в предметах множество деталей.

В учебной деятельности учащихся особенно важным является развитие восприятия такого пространственного свойства, как форма предметов. Некоторые психологи считают, что дети противопоставляют форму и цвет при восприятии формы. Однако другие исследования показывают, что к цвету и форме дети подходят как к отдельным признакам предмета. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, а в других цвет. Например, для цветка наиболее значимым является цвет, а для автомобиля – форма. У детей 6-7 лет возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур. Это относится прежде всего к плоскостным фигурам (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). В то же время учащиеся испытывают затруднения в назывании объемных фигур(куб, шар, пирамида и т. д.). дети часто путают объемные геометрические тела с плоскими геометрическими фигурами. Возрастной особенностью восприятия формы является и то, что дети могут не воспринимать фигуру, если она расположена на плоскости несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играет измерительная деятельность ребенка на занятиях по предмету «Рисунок».

В 8-9 лет идет совершенствование восприятия сюжетной картины, которое предполагает обязательное установление пространственных связей, взаимоотношений между частями картины. Французский психолог Бине, а затем и немецкий психолог Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картины:

1. Стадия перечисления (от 2 до 5 лет)

2. Стадия описания (от 6 до 10 лет)

3.Стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9-19 лет).

Исследования психологов показали, что эти стадии зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка. Огромное значение имеют вопросы с которыми преподаватель обращается к ребенку. Вопрос «Что ты видишь на картине?» направляет мышление на перечисление, а вот вопрос «Что происходит на картине?», то есть, о событиях изображенных на картине, направляет ребенка на объяснение, истолкование, требует более высокого уровня восприятия.

Процесс обучения рисованию предъявляет определенные требования к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображения в изобразительном искусстве — это переход ко всё более полному отражению действительности на листе бумаги, используя имеющийся багаж знаний об этой действительности. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Например. Морское чудище у детей 9 лет будет более похожим на героев фильмов и мультипликационных фильмов, то есть на то, что они уже когда- то видели. В то же время на рисунках 5- летних детей будут изображены чудища нереальные выдуманные самими учащимися. Это обусловлено тем, что со временем накапливаются знания и развивается критическое мышление. Поэтому в процессе преподавания рисованию педагоги сталкиваются с проблемой «зажатости фантазии » у детей начиная с 7-летнего возраста.

Еще одна проблема в рисовании у детей младшего возраста — это фрагментарность изображения. Зачастую у детей 5-6 летнего возраста наблюдается пропуск частей, деталей предметов и это приводит к тому, что воссоздаваемые изображения носят незаконченный характер. Целостность образа зависит не только (и не столько) от количества отраженных признаков, но прежде всего от их композиционного расположения. Например. Учащимся 7 и 10 лет было дано задание проиллюстрировать басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». Дети 7 летнего возраста в своих рисунках не отражали последовательность происходящих событий. Их рисунки носили повествовательных характер, то есть персонажи были изображены рядом, один за другим. Между персонажами не было никакой связи и взаимодействия. Образы состояли из отдельных деталей и фрагментов. 10- летние дети проявили умение связывать отдельные части образа. Они продумывали довольно сложную композицию, отражающую взаимоотношения вороны и лисицы.

Преподаватель, который учит детей рисовать должен по изображениям детей уметь прочесть рисунок и понять: почему ребенок изображает на заданную тему так, а не иначе. Зачастую в своих композициях дети изображают человека. Глядя на работы детей важно проанализировать как они изображают человека и прислушаться к внутреннему голосу ребенка. Например. Если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура изображена с высоты птичьего полета). В случае смещения фигуры человека в верхнюю часть листа можно предположить склонность ребенка к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а так же у ребенка могут быть защитные механизмы по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение помещенное внизу листа может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. Увеличение размеров фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными в себе.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда ребенок нуждается в защите и покровительстве. Дети, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности в отношениях с людьми.

Обилие одежды на изображаемом человеке указывает на потребность ребенка в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью поведения.

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках у детей наблюдаются такие признаки тревожности, как неоднократное стирание, прорисовывание очень мелких деталей, возвращение к различным частям рисунка.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Хорошо адаптированный и эмоционально необделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь — восемь цветов свидетельствует о высокой лабильности (непостоянство нервной системы). Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Рисунки анфас, как правило, характерны для людей с бескомпромиссным поведением.

На своих занятиях мы, преподаватели рисования учим детей рисовать «правильно»: небо — голубого цвета, трава — зеленого. Но тем не менее, в работе каждого ребенка (особенно в рисовании по представлению) преобладает та или иная цветовая гамма. Почему так происходит? Цвета природы оказывают на нас огромное влияние, и хотим мы этого или нет, формируют наши психологические и физиологические качества. Например, когда мы покупаем сахар, мы даже не задумываемся о том, что упаковка (коробка) голубого цвета или же на ней нанесён голубой узор и не в коем случае не зеленый. Причина в том, что физиологически голубой цвет воспринимается человеком как сладость, а зеленый, наоборот, как горечь.

Знание значения цветов и воздействие их на подсознание важно для преподавателя изобразительного искусства для работы с детьми. Если ребенок в своей творческой работе отдает предпочтение серому цвету (работает только простым карандашом, не желая переходить на цвет) это означает, что ребенок в данное время хочет отрезать себя от остального мира, хочет, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали. Он не хочет ни в чем участвовать и изолирует себя от окружающего мира, делая все механически, не затрагивая душу (отсутствие ярких цветов).

Преобладание синего цвета в работе означает полное спокойствие. Синий цвет является символом «спокойных вод», ровного темперамента. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание — нежность, доверие, гибкость ума.

Зеленый цвет символизирует умственное напряжение, стимул к работе. Человек, в работах которого доминирует зеленый цвет, желает усилить свою уверенность в собственной ценности, ищет превосходство над другими ( в учебе, в поведении, в одежде и т.д.).

Красный цвет — это непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов, это страсть ко всему, в чем присутствует интенсивная жизненная активность.

Желтый цвет — это солнечное тепло, вызывающее радость, бодрость духа и счастье, домашний уют и тепло в отношениях с родными и друзьями.

Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важным является ощущение своих «корней»- семьи, очага, дома. Это цвет чувства безопасности в семье.

Читайте также  Викторина по мультфильмам для подготовительной группы детского сада

Черный цвет — это отрицание по своей сути, применяя много черного цвета в рисунках человек хочет отвергнуть все, выражает протест, провозглашает, что все идет не так, как должно идти. А еще маленьким детям нравится черный цвет, потому что он самый контрастный цвет по отношению к белой бумаге.

Работая в художественной школе, наблюдая над тем, как дети творят, я анализировала детские работы, оприаясь на тесты М.Люшера. это помогает понять внутренний мир ребенка, его настроение и переживания, выстроить доверительные отношения, на фоне которых рождается процесс творчества.

Понятие «представление» в психологии

Понятие «представление» нашло широкое распространение в психологии. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломинского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.

Ученые объясняют данное понятие как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении».

Они считают, что этот термин нужно понимать, как наглядный образ явлений или предметов, которые возникают на основе чувств и восприятия, когда воспроизводятся в памяти человека, а также в его воображении.

Философы наряду с психологами описывают связь между представлениями и практической деятельностью, а также восприятием людей. Представления не могут появиться сами по себе. Они становятся результатом практики, напоминания и воображения.

Понятие «представления» в педагогике

С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще)

Сущность категории «представление» комментируется как обобщение конкретных знаний в виде описания внешних, наглядных признаков социальных факторов и явлений. Представления изменяются с возрастом человека, расширением его кругозора, интересов, знаний. Их формирование осуществляется постепенно в процессе воспитания и профессиональной подготовки, по мере того, как увеличивается опыт и знания, обеспечивающие их творческую переработку.

Мы считаем, что представления – это отражение мира природы, образы, которые созданы на характерных свойствах явлений или предметов. Причем имеются в виду именно те объекты, которые в данный момент не оказывают воздействия на органы чувств человека, но находятся в его памяти.

Таким образом, сенсорные представления о цвете – это определенные наглядные знания о наличии разных цветов и их оттенков.

Сенсорные представления – особенности формирования у детей дошкольного возраста

Обсудим основы педагогического и психологического восприятия цвета дошкольниками и особенности формирования сенсорных представлений о цвете у детей дошкольного возраста.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны.

Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Еще одна особенность у дошкольников заключается в том, что они воспринимают цвета очень конкретно. Например, море у ребенка синее, небо должно быть голубым, а трава должна быть зеленой. Все это штампы, которые были усвоены из внешнего мира в виде культурных сенсорных эталонов. Дошкольник, который осваивает окружающий мир, должен обязательно изучать эти сенсорные эталоны. Ведь они помогают ему со временем систематизировать те объекты, которые ребенок видит и с которыми он вступает во взаимодействие.

Очевидно, что чем уже и определеннее сенсорные представления и набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах “детского восприятия”, то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира.

Согласно Е.А. Флериной, дошкольники еще в грудном периоде могут различать основные цвета. Особенно их интересуют более яркие и сочные оттенки. Даже ребенок до шести месяцев может выбрать более яркую или блестящую погремушку.

В четыре-пять лет дети настолько хорошо усваивают цвета, что могут узнавать и называть их, а это способствует более прочному запоминанию новой информации. Педагог старается не только давать упражнения по узнаванию цветов, но и учит детей замечать роль цвета в повседневной жизни.

Т.С. Комарова замечает, что дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения, внимание детей чаще обращается на форму предметов, а не на цвет.

В задачу педагога входит то, чтобы более полно раскрывать перед дошкольниками множество цветов окружающей обстановки, научить детей видеть разнообразие цветов, воспринимать красоту окружающего мира и понимать ее.

Дошкольник должен научиться работать с цветовыми сочетаниями, лучше работать с черно-белой гаммой. Со временем дошкольник захочет самостоятельно вносить какие-либо контрастные цвета. Также он должен уметь применять сочетания разных цветов, стараться подбирать разные по тону цвета, работать с яркими и «открытыми» цветами, чтобы добиваться определенной цветовой гармонии.

Любимый цвет зависит от того, какой у ребенка характер. Также это связано и с социальным окружением. Учитывая проведенные социологические исследования, были получены цвета в определенной последовательности, учитывающей предпочтительность их выбора для детей. Чаще всего дошкольники предпочитают голубой и фиолетовый цвета. Меньшей популярностью пользуется коричневый и черный.

Цветоразличение и цветовосприятие как психологические процессы

Знакомство с цветом осуществляется с первых дней жизни ребенка, помогает ему многограннее воспринимать предметы, явления окружающего мира, способствует личностному развитию личности

Определение 1

Под цветовосприятием в современной научной литературе понимается отражение такого качества объектов, феноменов, как цвет, при помощи зрительного анализа.

Определение 2

Цветоразличение представляет собой характеристику личности, позволяющую осуществлять различение, дифференциацию цветов, оттенков спектра.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Восприятие цвета детьми 430 руб.
  • Реферат Восприятие цвета детьми 260 руб.
  • Контрольная работа Восприятие цвета детьми 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сформированность указанных личностных характеристик обеспечивает ребенка возможностями адекватного развития.

Этапы формирования представлений о цвете у детей

В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.

Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные).

Так у детей формируется способность закреплять в своей памяти одинаковые игрушки, фиксировать свой взгляд на похожих предметах. Во время этого этапа нужно ввести обозначение понятия в виде слова: разный – одинаковый, такой – не такой. Это даст возможность детям научиться идентифицировать предметы в целом, что создаст базу для перехода к отождествлению отдельных признаков и свойств предметов.

Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.

Пятый этап – формирование у ребенка словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы.

Взрослый может оказать ребенку помощь, если будет использовать разные способы речевой поддержки. Он может сам назвать предмет и повторить его название. Также он может назвать первую букву предмета или ее первый слог, а также задать наводящие вопросы. На следующем этапе дошкольники могут начать работу с более чем четырьмя основными цветами.

Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.)

Вначале у детей формируются сенсорные представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки).

Лучше, чтобы дети познакомились с голубым на более позднем этапе, когда они уже знают оттенки и последовательность расположения цветов в спектре. Также они уже должны к этому моменту уметь разделять цвета на холодные и теплые. Благодаря тому, что дети будут знать оттенки, они смогут сопоставлять голубой и синий цвета, находить их различия и усваивать спектральную последовательность.

Изучая с детьми оттенки разных тонов цвета, не стоит рассматривать отдельно их насыщенность и светлоту.

Как правило, насыщенность и светлота в обыденной жизни изменяются одновременно, что создает разную яркость цвета. Если цвет интенсивный и сильный, это пробуждает позитивные эмоции, приносит радость детям.

Дошкольник должен научиться воспринимать цвета отдельных предметов, использовать имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах, а также об их оттенках. Это делать легко, если предметы обладают чистыми цветами. Но гораздо сложнее, если цвет предмета сложен и содержит в себе разные тона, которые выражаются в разной степени.

Невозможно лишь точно воспринимать те или иные оттенки и цвета. В природе обычно цвета находятся в тех или иных сочетаниях.

Дошкольника нужно учить исследовать эти сочетания, находить определенные ритмы в расположении разных цветовых тонов, отличать то, как сочетаются теплые и холодные цвета. В бытовой жизни, когда называют цветовые оттенки, обычно упоминают и их светлоту. Например, говорят, темно-синий цвет или светло-оранжевый. Этим подчеркиваются степень яркости цветового оттенка. Поэтому обычно детям достаточно усвоить то, как изменяются цветовые тона по светлоте и запомнить названия этих оттенков.

Это же можно отнести еще и к названиям оттенков по цветовому тону. Например, сюда относятся те, которые занимают промежуточное положение между цветами в спектре. Обычно в быту их называют в виде предметов. Говорят, золотой цвет, сиреневый или шоколадный цвет.

Игры, развивающие восприятие цвета у детей

При помощи игр можно научить детей различать и называть наиболее часто встречающиеся в их окружении цвета. Обычно такие игры делятся на две группы: игры, направленные на целенаправленное развитие восприятия цвета; игры, основной задачей в которых является правильное называние цветов. В первом случае ребенок выбирает и сравнивает предметы по их окраске, а во втором дети находят те или иные предметы, обучаясь при этом правильно называть их цвета. Чтобы цвета удавалось различать успешно, все предметы должны быть по возможности привлекательными для детей и окрашены в чистые цветовые тона. Хорошим вспомогательным материалом послужат цветные ленты, разноцветные флажки, настольные игры и пирамидки.

Предпочтения цветовой гаммы

Психологические исследования свидетельствуют, детей с точки зрения сенсорные представления и предпочтения цветовой гаммы можно разделить на три группы:

  1. Радостные цвета ( красный, желтый, зеленый, оранжевый и их оттенки ).
  2. Цвет меняется в зависимости от настроения ( голубой – синий, серый – голубой, красный – розовый ).
  3. Всегда темные цвета и их сочетания (черный, серый, коричневый, синий).

Во время занятий рисованием и аппликацией дошкольники запоминают названия разных цветов.

Помимо тех цветов, которые указаны в программе, педагог должен предлагать дошкольникам работу с цветами, о которых они не слышали. Это поможет им получать довольно интересные цветовые гаммы.

Педагог развивает у дошкольников сенсорные представления правильное отношение к тому, как выбирать цвет, окрашивая разные предметы. Например, елку нужно красить зеленым. А флажок – красным. Уже с трех лет дети могут передавать цвет, как признак конкретных предметов. Особенно это относится к природным объектам или явлениям, которые всегда обладают одним и тем же цветом.

Когда ребенок в три года впервые рисует елку, он использует зеленый цвет. С помощью цвета ребенок характеризует елку и указывает на ее отличие от других деревьев в зимний период. Флажок обычно дети сначала рисуют красным цветом, ассоциируя это с тем, что видели на праздниках. Многие другие предметы обычно могут иметь разные цвета. Это автомобили и дома, бабочки и цветы. Все это может иметь разные оттенки.

И постепенно дошкольники приобретают знания о разных растениях и животных, запоминают их характерную окраску. Дошкольники понимают, что у предметов цвет иногда меняется в зависимости от того, как меняются условия. Ягода может быть зеленой, если еще не созрела. В созревшем состоянии она же приобретает яркий красный оттенок.

Весной листва обычно имеет светлый зеленый оттенок. А летом она густо-зеленая. Эти же листья в осенний период становятся или желтыми, или красными. Также и небо может иметь разный цвет в зависимости от времени суток или времени года.

В море или на реке вода может менять оттенок на закате и восходе. Человек же обладает возможностью самостоятельно менять цвет предметов в зависимости от желания и потребности. Дом и стены можно перекрасить, в квартире можно сделать ремонт. Дошкольники замечают, как окружающая обстановка постоянно обновляется и изменяется, что отражается и на их изобразительной деятельности.

Отображая те или иные природные явления, нужно стремиться реально передавать цвета. Снег всегда белый, солнце – желтое, травка – зеленая. С помощью красок дети учатся проводить полосы, которые могут быть прямыми или кривыми, направленными в разные стороны.

Читайте также  Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Если использовать цветную бумагу, можно создавать довольно простые, но в то же время красивые цветные композиции. Эти работы становятся хорошим украшением для помещения группы во время праздников. Дети любят это делать, ведь так развивается их интерес к работам своих ровесников, дошкольники учатся давать им оценку. Это дает возможность не только научиться создавать красивые и яркие композиции, но и работать с выразительными образами, что позволяет выражать с их помощью конкретные предметные ситуации. Например, дети рисуют белые облака, которые плывут по голубому небу, или как белый снег падает на черную землю.

Обучая дошкольников в младшей группе, нужно придерживаться принципа интеграции сезонных изменений для создания наглядно-действенных упражнений. Главная роль при этом отдается сочетанию демонстрации и практической деятельности. Те дети, которые не посещали младшую группу, должны чаще работать с показом и практическим приемом деятельности.

Пути развития эстетического чувства цвета у детей в разных видах деятельности. Рисование

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >> Пантелеев Г. Н. и др. «Декоративное искусство — детям» Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г. OCR Detskiysad.Ru
Эстетические чувства дошкольника развиваются в процессе его разносторонней деятельности и главным образом художественной— при знакомстве с произведениями прикладного и изобразительного искусств, слушания музыки, стихов и сказок, при передаче получаемых впечатлений в рисунках, изделиях прикладного творчества, пении и танцах, рассказывании и чтении стихов. Воспитание чувств — это тонкий и сложный психолого-педагогический процесс, касающийся не изолированной сферы интеллектуальной жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности. Поскольку чувства ребенка тесно связаны с его потребностями, интересами и прошлым опытом, то при воспитании новых чувств необходимо воспитывать новые потребности и интересы путем глубокого и широкого ознакомления ребенка с окружающим, путем создания условий для получения новых впечатлений, расширения круга эмоционально значимых явлений. Воспитание эстетического чувства цвета у ребенка-дошкольника, с одной стороны, предполагает наличие соответствующего окружения — среды, вызывающей у ребенка яркое, эмоционально окрашенное ее восприятие. С другой стороны, появлению эстетических переживаний у детей содействует их непосредственная художественная деятельность, протекающая в форме художественных игр и ситуаций. Особая роль в развитии чувства прекрасного отведена искусству — произведениям искусства, несущим в себе динамику художественного образа. Психологи отмечают, что новым моментом в восприятии произведений искусства является то, что, сохраняя переживание чувственного своеобразия красок, форм, линий, звуков, их очертаний и сочетаний, мы начинаем понимать, что эти звуки, краски, формы передают, отражают. Так возникает новая ступень нашего познания при встрече с произведениями искусства — восприятие в нем художественного образа. Однако восприятие дошкольника еще несовершенно. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может глубоко и осознанно воспринимать красивое. Скорее это только готовность откликнуться на прекрасное. Е. А. Аркин писал: «Эпитет «красивый» дошкольник придает чаще всего предметам, краскам, животным, реже человеку, и только к 6—7 годам ему начинают открываться красоты природы. Таким образом, для эволюции чувства прекрасного характерно не только качественное уточнение и углубление этого чувства, но и расширение сферы прекрасного, т. е. увеличение стимулов, возбуждающих чувство красоты». Эти положения являются основными предпосылками, которые учитываются при создании условий формирования эстетического чувства цвета. Развитие чувства цвета у старших дошкольников включает ознакомление с основными свойствами цвета и его образной выразительностью в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, ее отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции, изделия из глины, ткани). В данном случае рисование интересно не только как вид изобразительной деятельности, а как деятельность, где цвет является декоративным моментом в сочетании с изобразительно-выразительными его качествами и возможностями, но одного рисования недостаточно. Необходимо соотношение разных видов деятельности. В работе с детьми следует широко использовать художественное конструирование, где цвет и его сочетания являются одним из главных компонентов построения цветовых композиций. Под термином «художественное конструирование» понимается практическая работа детей с цветом, цветовыми плоскостями, объемами, составление сложных цветовых объемно-пространственных композиций (например, оформление интерьера кукольного домика), где ребенок не только манипулирует цветом, но и сравнивает, соотносит цвета между собой, подбирает различные группы цветовых сочетаний. Художественное конструирование включает в себя и приемы аппликативной работы. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом занятий является органичное сочетание обучения (сообщение детям необходимых знаний о цветах, выработка определенных приемов и навыков в работе с цветом — красками) с созданием творческой обстановки, увлекающей ребенка, активизирующей его фантазию и воображение. На занятиях последовательно, в доступной форме раскрывается красота цвета и его сочетаний, начиная с самой простой группы, в которую входят 2—3 цвета, постепенно увеличивая количество цветов, усложняя красочный состав цвета (например, не просто красный, а чуть розоватый, с малиновым оттенком) и кончая комплексом цветовых сочетаний. Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов. Отбирая иллюстративный материал, следует учитывать особенности дошкольного возраста, доступность восприятию детей 5—7 лет и художественные качества образца. Проверка результатов работы по развитию чувства цвета может проводиться путем выполнения детьми образно-творческих заданий для всей группы. Такими заданиями может быть рисунок для летнего красивого маминого платья, выполняемый в яркой и пастельной гамме. Сначала необходимо дать представление о спектральной гамме цветов и их свойствах: тон, светлота, насыщенность, познакомить детей с процессом получения нового цвета при смешении красок (смешение двух хроматических цветов, смешение хроматически-ахроматическое). С этой целью надо провести с детьми подготовительные занятия в форме бесед, которые познакомят их с особенностями различных красящих материалов (гуаши, акварели, цветных карандашей, пастели, фломастера), дадут представление о разнообразии оттенков одного цвета (на предметах и явлениях окружающей среды). Воспитателю желательно иметь мольберт, этюдник с красками и белую и цветную бумагу различных форматов. Организация педагогических условий вызовет соответствующую эмоциональную реакцию детей, создаст творческую атмосферу в совместной работе воспитателя с детьми. Активизируя творческую деятельность детей с цветом при ознакомлении с системой спектральных цветов и основными их свойствами, необходимо ориентироваться прежде всего на то, что краска для детей должна стать цветом необыкновенным, живым, выразительным, красивым. Изобразительные качества и особенности различных красящих материалов. В детском саду и дома дети рисуют цветными карандашами, красками. Но выбор технических средств изображения гораздо шире. Каждый вид изобразительного материала имеет свои особенности — выразительный почерк штриха или мазка. Каждый из этих материалов является для художника средством воплощения замысла и выразительности. Работая над произведением, художник знает, что один рисунок надо выполнить гуашью или акварелью, тему, содержание другого можно передать, рисуя лишь масляными красками, и т. д. На занятии детям показывают разнообразные материалы: цветные карандаши, художественные краски, различное оборудование (мольберт, палитру, кисти и т. д.), которым пользуется художник в процессе своей творческой деятельности. Здесь же, на рисунках, выполненных разными красящими материалами, знакомят детей с их особенностями. Говоря о красках, мы называем их средством выразительности. Так ли это? Как разнообразны виды искусства, так разнообразны их изобразительные средства. К средствам художественной выразительности относится и сам материал, из которого создается произведение. В изобразительном искусстве известны такие материалы, как краски, холст, бумага, карандаш, мрамор, стекло, глина, металл и др. Они разнообразны по качеству материала, фактуре, упругости. Они, наконец, неповторимы, поскольку каждый имеет свои выразительные средства. Рисунок, выполненный карандашом, и рисунок, нарисованный гуашевыми или акварельными красками, разные по материалу их выполнения, каждый своеобразен и привлекает внимание. Дети хорошо видят это и могут рассказать о каждом из них. При этом они увлеченно говорят о возможности рисования красками, где декоративность цвета, свобода мазка й масштаб изображения легко поддаются кисточке. Отмечают и то, что карандашами можно также рисовать красиво и тонко, выделяя, вырисовывая отдельные детали, чего трудно добиться кистью. Дети подмечают возможности и особенности этих материалов, поскольку к старшему дошкольному возрасту (5—7 лет) они уже владеют техническими навыками. Пожалуй, самыми распространенными у детей являются карандаши, цветные и простые (графитные стержни). Их любят дети за универсальность использования. Они непритязательны — ими можно рисовать на любой бумаге, штрих ложится в любом направлении, то ярко и густо, то легко, еле касаясь бумаги. Наборы карандашей в наше время имеют широкую палитру тонов и их оттенков. Красочность, живость рисунка усилится, если передать цвет предмета, объекта не одним (локальным), а соединить 2—3 цвета карандашей, наложить цвет на цвет, или, изменяя нажим карандаша, передать оттенки, тональность в рисунке. Эти несложные приемы позволяют воспитателю показать детям, как относиться к сочетаниям цветов, наложению штриха. Среди воспитателей сложилось мнение, что цветные карандаши — материал невыразительный, «неэффектный». Это бывает так, когда ребенок без соответствующих указаний выполняет рисунок одним цветом (неопределенным!) карандаша. Перед началом работы надо предложить несколько оттенков одного цвета (2—3, не менее). Если дети рисуют ветку с листьями, цветы или любую другую натуру, то обратите их внимание на разнообразие оттенков зеленого цвета в листьях больших, крупных и только-только распускающихся, маленьких, покажите, что нажим карандаша, плотность, интенсивность штриховки дают более насыщенный цвет. Легкость штриха придает окраске деталей рисунка прозрачность. Чтобы показать свежесть молодой зелени, листьев, можно соединить при раскрашивании зеленый и желтый карандаши. Рисунок цветка можно оживить, передав цветовую градацию, например, постепенно переходить от желтого к красно-оранжевому, затем к красному, как бы вливая один цвет карандаша в другой. Карандаши — замечательный материал, и в руках ребенка он также может стать средством художественной выразительности. На занятиях изобразительной деятельностью дети рисуют не только карандашами, но и гуашевыми красками. Гуашь — художественная краска, некоторые особенности которой полезно знать детям. Это красивые, сочные краски, имеющие плотнокроющий слой, матовую поверхность. Гуашь (в наборах или отдельных баночках) имеет широкую палитру цветов, от ярких, насыщенных до пастельных, нежных (в результате смешения с белилами). Самая яркая (светящаяся) гуашь называется люминесцентной. Рисовать гуашью лучше большими кистями на крупном листе бумаги (размер альбомного листа, 1/2 листа ватмана). В практике детского сада дети рисуют и гуашевыми и акварельными красками. Возможности и художественная выразительность каждой группы красок совершенно разные. Широко известно, что по составу гуашь и акварель — краски водяные, но акварель — краска тонкотертая, рисунок, выполненный ею, отличается прозрачностью, тонкостью цветовых оттенков. Если гуашь дает плотнокроющую поверхность, то в работе акварелью большое значение имеет качество бумаги, поскольку она просвечивает сквозь тонкий слой краски. Воспитатель в детском саду должен знать эту особенность и учить детей при рисовании акварельными красками разводить их жиже, брать на кисточку больше воды, иначе плотный мазок делает цвет темным, глухим. Легкой, прозрачной акварелью нельзя дать интенсивного мазка, но можно легко передать оттенки цвета, разбавляя краску меньшим, затем большим количеством воды. Это же противопоказано в работе с гуашью. На занятиях по рисованию нередко воспитатель обесцвечивает краску, добавляя излишнее количество воды. Рисунок теряет свою красочность, принимает порой неряшливый вид. Одно из основных правил работы с гуашью — это очень незначительное добавление воды. Краску следует размешать в баночке до густоты жидкой сметаны, и только тогда она готова к употреблению. Гуашь как краска плотнокроющая дает яркий, совершенно определенный, насыщенный цвет. Но для того чтобы ребенок мог внести в свой рисунок разнообразные оттенки, ему стоит предложить для смешения другую краску — белила. Только с помощью белил (а не с помощью воды) можно добиться высветления цвета, получения мягких оттенков, нежных тонов. Смешение цветов друг с другом может дать широкую палитру гуашевых красок. У гуашевых красок есть и другие преимущества. Благодаря плотности красочного слоя ранее нанесенные мазки (рисунок или фон) легко перекрываются. Это важно в процессе создания детского рисунка. Но второй слой краски наносится только после просыхания первого. По фону, закрашенному гуашью, можно наносить любой рисунок. Следует сказать детям, что слишком густая краска или ее толстый слой на бумаге нецелесообразны, так как некоторые сорта гуашевых красок осыпаются, оставляя на рисунке пятна неопределенного цвета. Воспитателю надо учить детей использовать разнообразные рпособы работы с красками. Однообразие технических приемов объединяет художественные качества работы. Гуашевые краски придают рисункам особую весомость, большую насыщенность, декоративность по сравнению с акварельными. Цвет можно положить густо, широкими мазками большой кистью. Пейзажи, которые художник нарисовал гуашевыми красками, хорошо передают пасмурный день с нависшими тяжелыми тучами, плотность мокрой земли и массу деревьев. Удивительно красочны и свежи рисунки, выполненные пастельными меловыми карандашиками, изготовленными путем добавления в краску мела, глины — каолина, гипса. Пастель — своеобразный (сухой) красочный материал, дающий исключительно нежные и красивые цвета, больше полутона. Гамма меловых пастелей тонка. Легкие, едва уловимые перламутровые оттенки цветов способны передать лирическое настроение в пейзаже, натюрморте, портрете. Детям очень нравятся цветные карандашики—пастельки. Наборы разноцветной пастели представлены широкой гаммой и привлекают детей несложной техникой рисунка. Если обычный карандаш дает тонкую линию, то пастельный карандашик легко и свободно ложится на бумагу любого качества и фактуры, закрашивая довольно большие плоскости изображений на листе (при этом ребенок производит свободные движения руки), дает линию любой ширины и легко смешивается при наложении цвета на цвет. Воспитатель на специальных занятиях по развитию чувства цвета может предложить детям самостоятельно увидеть сходство и различие пастельных карандашей и обычных цветных, дав задание нарисовать цветную мозаику и определить, где больше необычных цветов и что еще можно ими нарисовать — какие темы рисунков. У пастельных карандашей есть некоторые особенности. Поскольку это мелок, он легко крошится и сыплется с рисунка, размазывается по руке и бумаге. Лучше рисоьать им так, чтобы рука как можно меньше касалась листа бумаги. Для этого его укрепляют на мольберте. Чтобы сохранить детский рисунок, на него накладывают тонкий лист бумаги (лучше папиросной). Все рисунки убираются в папку. Среди художественных красок есть восковые пастельные мелки, которые не крошатся и имеют также интенсивную окраску. Восковые и пастельные мелки можно давать детям для самостоятельного пользования в свободное от занятий время. Редко кто не знает, что есть карандаши, которые дают яркие химические цвета. Это фломастеры. Фломастер не имеет твердого грифеля, как обычный карандаш, его заменяет стержень из фетра или нейлона, который дает и тонкую и жирную декоративную линию. Фломастер заправляется цветными чернилами «Радуга» или специальными пастами и легко скользит по бумаге. Получаются яркие, сочные линии. Но уже нанесенные на бумагу линии, штрихи исправить нельзя — они не стираются. Преимущества фломастера перед обычными карандашами в том, что грифель не ломается при неосторожном нажиме или падении на пол, при рисовании дает линию различной ширины, если стержень фланелевый. Это придает рисунку декоративность. Фломастером с тонким нейлоновым стержнем лучше рисовать на небольшом листе бумаги (1/2 альбомного листа), выполняя мелкие детали рисунка. Для выполнения графических рисунков можно давать детям фломастеры с черной пастой. Ребенок наносит четкий контур того, что он изображает, видит его форму, композицию. Этого не дает почувствовать в полной мере графитный карандаш. Фломастером в отличие от карандаша рисуют на любой бумаге, картоне, тканях, полиэтилене и других материалах. В развитии чувства цвета фломастер — полезный материал: он помогает видеть яркие, чистые цвета, близкие к спектральным. В этом преимущество фломастера по сравнению с другими художественными материалами. Дети могут рисовать фломастером в свободное от занятий время и дома. Фломастеры с широкими стержнями хорошо применять в декоративном оформлении праздников, развлечений. Для этого используют в рисовании большие по размеру листы бумаги, различные по окраске. Разнообразие оттенков одного цвета (тональные связи, локальные цвета на предметах и в явлениях окружающей среды). Эту задачу следует решать в процессе бесед с детьми о предметах, имеющих окраску одного какого-либо цвета. При сравнении окраски этих предметов можно легко заметить разницу оттенков одного и того же цвета. Любой предмет, находящийся в комнате, имеет свой цвет. Детям предлагается из всего многообразия предметов, находящихся в групповой комнате, выбрать те, которые имеют одну и ту же окраску, и сравнить их между собой, например красный кубик с красным цветом чашки, стоящей на обеденном столе, и обратить внимание на общность и различие двух красных цветов (кубик ярко-красный, чашка — темно-красного цвета, чуть коричневатая). Методом наглядного сравнения можно показать детям разнообразие цвета и его оттенков. Спектральная гамма цветов и их свойства. Гамма спектральных цветов имеет строго определенный порядок, при котором положение одного цвета определяет место рядом лежащего. Семь спектральных цветов являются основными по отношению ко всему многообразию цвета окружающей нас действительности. Дети 5—7 лет хорошо знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), иногда пропускают цвета промежуточные (оранжевый, голубой, фиолетовый), не всегда в них правильно ориентируясь. Поэтому необходимо познакомить их с системой спектральных цветов. Воспитатель проводит с детьми беседу о цветах радуги (цвета спектра), рисует на мольберте радугу и называет цвета, объясняя, что каждый цвет постепенно переходит через полутона в другой, например красный в оранжевый, оранжевый в желтый и т. д. Для этого между сочными цветными дугами воспитатель проводит влажной кистью, происходит смешение цвета с рядом лежащим. Затем воспитатель рассказывает, что художник, рисуя красками, пользуется палитрой. Она прямоугольной или округлой формы с отверстием в правом углу для большого пальца левой руки. Так удобно держать ее, а правой рукой с помощью кисточки смешивать краски, отыскивая нужный цвет. На палитре художник раскладывает краски, учитывая их спектральное расположение. После этой беседы на занятиях рисованием можно давать детям палитры. Но необходимо помнить, что работать с гуашевыми и акварельными красками удобней на белой пластмассовой палитре. Белый фон палитры позволяет хорошо видеть цвет краски, яркость или нежность ее оттенка. Но прежде чем дать детям палитры для рисования, хорошо провести игру, в которой побеждает тот, кто быстрее разложит на палитре краски в соответствии с цветом радуги. Дети могут сами приготовить атрибуты для игры: вырезать из картона цветные краски в форме маленьких кружков, прямоугольников и раскрасить их. Получается небольшой игровой, набор — палитра и красивые яркие краски. Для усложнения игры можно увеличить количество красок, включить оттенки каждого из семи цветов или в целях ознакомления детей с красочным разнообразием цветового тона вырезать палитру для одного цвета и его оттенков. После игры можно на занятии предложить детям нарисовать радугу, предварительно разведя на палитре соответствующий набор красок. Разработанная наукой (цветоведение) система спектральных цветов определяет большое количество оттенков каждого цвета спектра, идущего от основного, например красного, цвета по шкале в сторону белого и в сторону черного тонов. Таким образом, каждый цвет спектрального круга может иметь бесконечное многообразие своих оттенков. Для ознакомления детей с оттенками цветов спектральной гаммы хорошо подготовить цветную мозаику, в которую можно внести большое количество оттенков каждого цвета спектра. Рассматривая эту мозаику, ребенок видит происхождение оттенка, прослеживает его тоновые связи с основным цветом. После этого можно предложить детям выложить из цветных квадратиков, кружочков какой-либо предмет, картинку. Полезными в упражнении глаза и руки ребенка являются альбомы для раскрашивания. Однако, прежде чем дать ребенку альбом, надо четко выделить цель этой работы. Например, дети должны усвоить не только соподчинение цветов в радуге, но и уметь четко и безошибочно отличать близкие по тону цвета: красный от оранжевого (который иногда называют светло-красным), не путать оранжевый и желтый, знать и то, что есть голубой цвет и есть синий, синий не путать с фиолетовым и наоборот. В работе по развитию чувства цвета следует использовать и книжные иллюстрации, например прочитать детям сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева и показать иллюстрации к ней, выполненные художником Ю. Селиверстовым. Каждая страница этой книжки решена интересно, образно, живописно. Художнику удалось показать не просто цвет, а создать впечатление красного цвета, голубого и других благодаря живописности палитры оттенков цвета. Цветные страницы переносят ребенка в страну красок. Такие занятия и беседы расширяют представления детей о цветах, дают необходимые знания и постепенно развивают у детей эстетическое отношение к цветам и их оттенкам. В занятиях по изобразительной деятельности, в художественном конструировании у детей будет более осознанно проявляться отношение к цвету, цветовым градациям, гамме в целом. Раскрытие динамики усложнения способов смешения красок позволяет детям практически познакомиться с тонкостью и своеобразием красочной палитры цветовых сочетаний. Художественная педагогика всегда придает большое значение ознакомлению со способами смешения красок. Иногда можно проводить занятия по изобразительной деятельности в виде уроков живописи: использовать соответствующее оборудование (один, два мольберта с бумагой, красками, кистями, палитрами для красок, фартуки и пр.). Дети работают как в маленькой художественной мастерской. Такая творческая атмосфера положительно влияет на развитие колористических способностей детей, а сами занятия всегда желанны, интересны и увлекательны не только для детей, но и для педагогов. В связи с более высокими требованиями воспитательных задач сегодняшнего дня и более высокими творческими возможностями дошкольников необходимо пересмотреть вопрос о подготовке красок к занятию. Как правило, воспитатель сам подготавливает краски и раздает их детям. Уже в младшем возрасте следует обратить внимание не только на способы изображения, но и на выразительность цветового тона, цветового пятна. Это подтверждается в работе Т. Г. Казаковой. В книге «Рисуют младшие дошкольники» автор раскрывает методику развития образных представлений в рисовании детей 2—4 лет. Развитию чувства цвета, тональных отношений в работе с красками уделяли в свое время большое внимание такие замечательные русские педагоги и художники, как П. Н. Чистяков, Н. Н. Куинджи, И. И. Левитан. В живописной мастерской Московского училища ваяния и зодчества И. И. Левитан организовывал уголки живой природы (натурные композиции из берез, пней, мхов и пр.). Студенты на уроках живописи внимательно изучали, копировали цвета (краски) коры березы, оттенки трав, мхов, учились соотносить цвета между собой по тону, тренировались в получении красивых смесей, изучали систему смешения красок и т. д. Академик живописи Б. Иогансон вспоминал, что одним из побудителей его любви к цвету, к краскам были яркие впечатления детства, когда он, попав в мастерскую художника, увидел в белых фарфоровых чашечках яркие переливающиеся живые краски, подготовленные к работе,— киноварь, ультрамарин, кадмий желтый. Это впечатление вылилось в неодолимое стремление работать с красками, а затем перешло в потребность серьезно заниматься живописью. Работая с детьми в своей студии, наблюдая за их развитием, художник Е. Чарушин отмечает необыкновенную увлеченность детей, возникающую при самостоятельном поиске нужного цвета в смешении красок. При этом он считает краски «побудителем к созданию образа». Процесс смешения красок Е. Чарушин называет увлекательнейшим, настоящим творческим процессом. При ознакомлении детей с процессом получения нового цвета при смешении красок в процессе занятия ставится задача — обратить внимание детей на красоту цвета. Ребенок не должен быть равнодушным к цвету, ему необходимо понять, что он сам может изменить его, сделать лучше, красивее. Так, чтобы зеленый цвет стал ярче, можно добавить немного желтой краски, получится цвет молодой весенней зелени. Подобные эксперименты помогают детям понять, что важен не сам процесс смешения, а результат этого процесса — получение нового цвета. Способ смешения красок рекомендуется как метод творческого овладения многообразием цветовой палитры, в которой заложено начало художественного, эстетического отношения к цветам, гармонии их сочетаний. Смешение хроматического цвета с ахроматическим (локального с белилами) дает возможность получить любые оттенки цвета, начиная с темного и кончая самым светлым. Работа художника предполагает не только смешение яркого цвета с другим ярким цветом. На его палитре рядом с яркими красками всегда лежат черная и белила. Благодаря белой краске цвет сильно изменяется, приобретает мягкий оттенок (в художественной практике такой цвет называют пастельным). Все это многообразие вариантов смешения красок может проделать ребенок на своей палитре. Ребятам, несомненно, интересен процесс преобразования красок, производимый ими. Каждое занятие по смешиванию красок необходимо заканчивать каким-либо конкретным заданием, например раскрасить таблички, на которых даны контурные изображения цветов, содержащие в своей окраске пастельные тона. Это могут быть подснежники, анютины глазки, ноготки, душистый горошек и т. д. Задания на смешение красок проводятся на занятиях рисованием, в свободное от занятий время. Работа детей с красками является одним из наиболее сильных и результативных приемов в развитии чувства цвета как художественной способности. В качестве усложнения заданий на развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста можно ввести метод контурного рисунка, когда раскрашивается готовый графический рисунок. Дети не отвлекаются на передачу замысла композиции рисунка, а больше проявляют умения в овладении многообразием цвета. Сначала детям показывают живые букеты цветов, обращается внимание на красоту каждого цветка и его различие по оттенкам и сочетаниям красок с другими цветами в букете. Воспитатель подбирает три типа букетов, разных по цветовой гамме. Один из букетов составляется из трех цветков (ярко-красной гвоздики, светло-розового, чуть оранжеватого тюльпана и желтого тюльпана, т. е. букет подбирается так, чтобы ребенок видел разницу двух оттенков красных и желто-оранжевых цветов и определил холодный и теплый тона зеленых листьев. Другой букет составляется из ландышей и незабудок (голубовато-зеленоватый колорит). Третий букет составляется из контрастных сочетаний анютиных глазок (яркие желтые, фиолетовые, синие с голубым). Дети рассматривают букеты. Воспитатель помогает правильно определить оттенки, увидеть насыщенность цвета одних или мягкость других. Затем детям предлагается раскрасить контурное изображение букетов (каждому дается графический рисунок). Перед детьми ставится задача правильно подготовить краску из всего набора. На столах расставляются розетки с краской основных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая, белая, черная). Путем смешивания дети должны составить нужный тон. Во время занятия воспитатель помогает каждому ребенку правильно найти соответствующее сочетание красок, подсказывает, какие краски взять, чтобы получился необходимый оттенок. На отдельном листке бумаги воспитатель показывает ребенку, как смешать краски, и предлагает ему повторить это действие. В данном случае это не просто копирование образца. Ребенок учится процессу превращения красок, созданию нового цвета. В практике эстетического воспитания дошкольников метод копирования образца применялся Е. А. Флериной. Она предлагала копирование с образца (орнамента) способным, но небрежно выполняющим свою работу детям с целью «научиться четкости и стройности рисунка». Здесь также происходит процесс обучения распознаванию холодных и теплых оттенков. Конечно, копирование не слишком вдохновляет ребят, но этот прием организовывает их внимание на конкретном цвете, на цветах, рядом с ним расположенных. Ребенок наблюдает сочетание этих цветов, переносит их в цветовую гамму на свою работу, замечая и вовремя поправляя ошибки. Он учится соотносить цвета между собой, развивается чуткость глаза к цвету.
продолжение …

Читайте также  Использование проектного метода в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР -3

Обогащение сенсорного опыта детей

Чтобы сформировать сенсорные представления и обогатить сенсорный опыт детей, нужно чаще проводить с ними наблюдения. Это помогает формировать зрительную память образного восприятия мира.

С целью повышения уровня овладения детьми цветом следует:

  • проводить глубокую, целенаправленную, пред­варительную работу с детьми;
  • проводить работу по подготовке пособий по цве­ту, цветовых таблиц, широко включать в этот процесс детей, учитывая их возможности;
  • создавать вместе с детьми дидактические игры на НОД и в свободное время;
  • использовать в работе с детьми дидактические игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами цвета как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Оставить комментарий