Характер ребенка в 4 года: особенности, занятия, как справится с агрессией

Физические данные

Норма роста и веса детей в возрасте 4 лет регламентируется показателями ВОЗ. Статистические таблицы дают возможность родителям определить оптимальные условия физического развития ребенка.

Пол Вес — норма Вес — нижняя граница Вес – верхняя граница Рост — норма Рост – верхняя граница Рост – нижняя граница Возраст
мальчик 16,3 14,4 18,6 103,3 107,5 99,1 4 года
девочка 16,1 13,5 18,5 102,7 107,3 89,8 4 года

Потребности

Развитие ребенка в 4 года зависит от правильного распределения его жизненных потребностей. При формировании здорового режима дня важно учитывать темперамент, особенности и индивидуальные характеристики дошкольника.

Психологи и педиатры утверждают, что раннее укладывание и устоявшийся распорядок дня благоприятно влияют на общее развитие ребенка, возрастает вероятность, что он будет эмоционально стабилен, послушный и социально адаптированный.

Сон

Норма для детей от 3 до 5 лет составляет 12-14 ч. в день, однако можно отходить от правил. Важно установить согласованный биоритм сна и приема пищи, что позволит снизить вероятность развития психоэмоциональных и физических нарушений.

Питание

Высокая двигательная активность ребенка в 4 года сопровождается большой тратой энергетических ресурсов, которые нужно правильно восполнять естественными источниками поступления в организм витаминов, минералов и микроэлементов. Интервалы между приемами пищи должны составлять около 3-4 ч. Легкий ужин – за 2 часа до сна.

Важно соблюдать примерные часы кормления, чтобы избежать вредных перекусов:

  1. 9.00 — завтрак;
  2. 13.00 — обед;
  3. 16.00 — полдник;
  4. 19.00 — ужин.

При составлении меню следует учитывать такие характеристики:

  • суточная потребность белка – 68 г (животные белки – 65%);
  • разовый обьем порции – до 500 г;
  • кисломолочные продукты – не менее 500 мл;
  • общая калорийность рациона – 1800 Ккал;
  • обильное питье (чистая вода, а не сладкие компоты).

Рациональное питание требует разнообразия углеводов, источника энергии для правильного формирования молодого организма.

Познавательное развитие

Развитие ребенка в 4 года характеризуется активным восприятием предметов и явлений окружающего мира. Дети в этот период чрезмерно пытливые и любознательные. За сутки могут задать более сотни вопросов, и даже не получив ответа, сформулировать новое «почему».

Познавательная активность проявляется желанием подражать близким, вовлекать их в свою игру — «вижу и действую». Если же родители будут отмахиваться от ребенка, не отвечать, а игнорировать его, то возрастает риск формирования негативного отношения к общению со взрослыми.

Результат — он замкнется в себе, перестанет социализироваться в обществе, снижается уровень коммуникабельности. Это влечет за собой умственные отклонения. Ребенок отказывается общаться со сверстниками, замыкается и все держит в себе, что сказывается на особенностях его развития. Родители обязаны помочь дошкольнику освоить большой мир с его непростым содержанием.

Математические представления

Если говорить о математике, то дети в таком возрасте уже знают цифры от нуля до десяти. Способны относить ту или иную цифру к количеству предметов (на ветке две сороки и три воробья).

Ребенок может в правильном порядке расставлять цифры от одного до пяти и обратно. Способен распознавать геометрические фигуры и различать их по цветам — круг, треугольник, овал, квадрат и прямоугольник. Ребенок способен выделять фигуры в окружающих предметах и называть их. Также знакомится с графическим образом числа и учится правильно писать цифры.

Память и мышление

Развитие ребенка в 4 года характеризуется тем, что он легко ориентируется в пространстве, знает, где левая/правая сторона, движение вверх и вниз. Может определить, где вещей больше, а где меньше, выделить одиночный и множественный ряд.

Если же говорить о логике, то дети в этом возрасте способны находить отличия между предметами, картинками, фигурами. Достаточно положить перед ребенком картинку и конструктор, а после понаблюдать, как он пытается выстроить то, что изображено на картинке. Также способен складывать одну картину из нескольких частей. А пирамидка в 4 года собирается без труда, от большой фигуры до наименьшей.

Дошкольник может находить лишние предметы в логическом ряду, выделяя парные элементы. Также осознанно выделяет противоположные характеристики живого или неживого предмета/объекта: полный — пустой, холодный — горячий, широкий — узкий, медленный — быстрый и прочее.

Моторика

Ребенок осваивает письмо. Рисовать становится все проще. Уже легко заштриховывает фигурки, без выхода за границы рисунка. Также проводить линию, не отрывая карандаш от листа бумаги. Мышление дошкольника формируется именно за счет совершенствования двигательных способностей, важно обратить внимание на быстроту реакции, умение правильно держать в руках ручку или карандаш.

Внимание

Дети в дошкольном возрасте учатся быстро переключаться с одного предмета на другой, способны систематизировать материал в целях быстрого его запоминания. Например, рисовать в уме картинки, визуализировать происходящее.

Возраст 4-5 лет характеризуется как накопитель информации, благодаря личному участию ребенка в жизненных ситуациях, событиях, наблюдении за предметами и явлениями, выражая активное действие в познании окружающего мира.

Знания об окружающем мире

Дети в 4 года способны представить следующую информацию:

  • имена родителей, бабушки и дедушки, сестер, братьев;
  • возраст;
  • город, домашний адрес;
  • время года с ассоциативным представлением (зима — падает снег и т.д.);
  • различать бытовые предметы и давать им краткую характеристику;
  • называть фрукты и овощи;
  • различать животных (дикие, домашние), называть их детенышей.

Развивается воссоздающее воображение. Дети в возрасте 4-5 лет способны рассказать, как появляется бабочка, с какой скоростью ползает улитка, как передвигается кузнечик.

Виды развития ребенка от 4 до 5 лет

Внимания со стороны ребенка требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха.

Физическое развитие

Двигательные навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше малыш будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями. Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:

  • Комплекс физических упражнений, предлагаемый в качестве тренировки;
  • Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
  • Дополнительные занятия, обучение различным видам спорта;
  • формирование базовых знаний о здоровом образе жизни.

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь.

К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки.

Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Читайте также  Осенние поделки из природного материала: 15 идей для детского сада и школы

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
  • Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.
  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Еще по теме Без лекарств профилактика гриппа и простуды
Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.

Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.

Социально-эмоциональное развитие

Правильное социально-эмоциональное развитие поможет ребенку избежать стресса при нахождении в незнакомой группе людей, для комфортного пребывания в обществе.

Ребенок в 4 года:

  • воспринимает и реагирует на просьбы взрослых, выполняя их;
  • выражает недовольство словами, без применения физической силы;
  • выбирает друзей по собственным критериям;
  • способен сочувствовать и проявлять эмоции, относительно определенной ситуации.

Иногда дети путают реальность со сказками и сновидениями, формируя свой личностный мир, вырабатывая индивидуальную тактику поведения, неподвластную общепринятым нормам.

Психоэмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте отличается высокой активностью. В 4 года эмоциональная палитра расширяется, стабилизируется уровень сферы восприятия, формируется умение определять то или иное чувство, адекватно его выражая.

Возрастные нормы развития детей

Большинство детей приходят к каким-либо достижениям примерно в одном и том же возрасте: в 5-7 месяцев прорезаются молочные зубки, а в 5-6 лет — коренные. На основании этих периодов оценивают уровень развития ребенка. Но все дети уникальны сами по себе, каждый из них имеет свои особенности. Иногда отдельно взятые параметры у детей развиваются с задержкой. Если отставание небольшое (один или два месяца) бить тревогу не стоит.

Существуют критические периоды, которым стоит уделить внимание. Необходимо проверить, достиг ли мальчик основных моментов развития. Крайняя цифра задержки развития по какому-либо параметру — 5 месяцев. Стоит обратиться к специалисту, если:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не пытается перенять привычки и поведение родителей;
  • к 18 месяцам не сделал первые шаги;
  • знает менее 15 слов в возрасте 18 месяцев;
  • достигнув 2 лет, не умеет составить слова в предложения.

Причиной таких отклонений может быть врожденное заболевание, неправильное питание или нехватка общения. Но чаще всего это простой дефицит занятий с родителями, недостаток внимания, развивающих игр и времяпровождения с мамой.

Нужно быть готовым, что с рождением ребенка свободного времени у мамы почти не будет, но все старания, каждая минута, потраченная на общение с ребенком, пойдет на пользу. Придется вложить колоссальное количество времени и энергии в ребенка, чтобы он вырос достойным человеком. И в свою очередь отблагодарил родителей любовью и заботой.

Метки:Воспитание, Мальчик

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

  • Истерики у ребенка в возрасте 6 лет
  • Как распознать признаки гиперактивности у детей до 3 лет
  • Какова психология мальчика 5 лет и каким должно быть его воспитание
  • Основные принципы и правила экологического воспитания детей дошкольного возраста

Речевое развитие

Дети в возрасте 4 лет совершают прогресс в речевом развитии. Их словарный запас насчитывает около тысячи слов. Легко строят предложения из 6-8 слов. При этом ребенок должен говорить так, чтобы не только родители, но и незнакомые люди понимали смысл сказанного. В противном случае возникает необходимость обращения к логопеду.

Дошкольник может называть и показывать части тела человека и животного. Способен определить единственное и множественное число или же сам назвать множественное число того или иного предмета. Также дать предметные характеристики по его признакам: форма, цвет, вкус, запах. Например, мячик — круглый, яркий, красный. Конфета — квадратная, сладкая, шоколадная, коричневая.

Речевые показатели детей 4-5 лет разнообразны. Дошкольники способны разбираться в предлогах и правильно их применять. Они уже не только задают вопросы, но и сами с интересом на них отвечают.

Развитие речи происходит активно при общении со сверстниками, дети учатся слушать и не перебивать участника беседы. Ребенок в 4 года способен рассказать, как прошел его день, что было нового и запоминающего, пересказать сюжет сказки или мультфильма.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Эмоциональное

В четырехлетнем возрасте ребенок в состоянии самостоятельно подниматься и спускаться по вертикальной лестнице, играть с мячом (ловит его двумя руками, кидает об пол). Отмечается формирование навыка прыжков как в высоту, так и в длину.

Дети этого возраста быстро бегают и преодолевают небольшие препятствия (ступени, кочки, корни деревьев и проч.). В четыре года важно научить ребенка ходить по тонким брусьям, невысоким бордюрам, потому что в этом возрасте формируется координация движений.

В возрасте 4 лет у детей формируется мышечная масса и укрепляется костная ткань. Растущий организм требует активности, поэтому родителям следует поощрять спортивные игры ребенка, но необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок.

Еще по теме Секреты того, как воспитать послушного ребенка

Дети уже могут обрабатывать большой объем информации, запоминать и передавать ее. Навыки речевого общения совершенствуются. Ребенок осознает себя как личность, может выражать свое мнение. Родителям следует проявить терпение и деликатность, чтобы направить умения ребенка в нужном направлении.

Улучшение памяти

Математика

К 4 годам ребенок различает геометрические фигуры без подсказок взрослых, отличает их по размеру, понимает, что значит «больше» и «меньше», знает цифры от 0 до 10, свободно считает до 5 предметов. Навык сложения и вычитания формируется к 5 годам.

Нормы развития речи:

  1. Словарный запас увеличивается.
  2. Дети могут самостоятельно строить высказывания из 4-6 составляющих.
  3. Предложения преобладают простые.
  4. Нередко дети начинают придумывать новые термины.
  5. Ребенок должен уметь произносить звуки без дефектов. Если наблюдаются отклонения в произношении, нужно обратиться к логопеду.
  6. Детям этого возраста несложно описать картинку, используя однородные члены предложения, союзы для связи простых предложений.
  7. Понимать речь детей такого возраста должны окружающие, а не только родители.
  8. Могут назвать свое имя, фамилию и адрес проживания.

Дети самостоятельно могут составлять сложные предложения.

Окружающий мир

Дети различают фрукты, ягоды и овощи, знают основные продукты питания, предметы и вещи, которые их окружают. Видят и понимают, где находятся цветы, кустарники, а где деревья. Дошкольники узнают насекомых, могут назвать домашних животных и времена года, понимают, чем отличается кошка от собаки, лето от зимы и т.п.

В 4 года дети должны не только описывать происходящее на картине, но самостоятельно и правильно держать в руках карандаш, обводить им несложные рисунки, раскрашивать, не выходя за границы. Ребенок уже может сам нарисовать неровные круги, линии, простые рисунки. Дети различают цвета и оттенки.

Конструирование

С 3 лет ребенок должен уметь пользоваться ножницами и вырезать простые фигуры. Дети возраста 4 лет в состоянии сами сделать аппликацию с помощью ножниц, бумаги и клея. Ребенок умеет сам намазывать бумагу клеем, приклеивать ее в нужное место.

Читайте также  Какой детский логотип садика или магазина игрушек привлечет маму и ребенка

Познания в музыке

Музыкальное воспитание зависит от занятий с родителями, но в 4 года каждый ребенок должен узнавать музыкальные инструменты, когда видит их на картинке или слышит звуки, которые они издают. Ребенок узнает любимую мелодию и подпевает ей.

Также формируется звуковое восприятие, позволяющее определить, тихая или громкая музыка играет. Начинают закладываться музыкальные способности ребенка.

Дети в 4 года должны узнавать музыкальные инструменты.

Согласно исследованиям в области психологии, к 4 годам дети чувствуют себя взрослыми, в их лексиконе появляется слово «сам», они стараются избегать помощи взрослых, при этом неосознанно берут с них пример.

Внимание

В 4 года ребенку присуща рассеянность, но дети способны:

  1. Концентрировать внимание на 5-15 минут.
  2. Повторять несложные действия в верной последовательности.
  3. Складывать небольшой пазл без помощи родителей.
  4. Ориентироваться в знакомых местах (двор возле дома, детский сад).

Мышление

Возрастает познавательная деятельность. Через игры дошкольник проявляет следующие навыки, которые сигнализируют о нормальном развитии мышления:

  1. Находит лишний предмет среди похожих.
  2. Собирает и разбирает пирамиды.
  3. Группирует предметы по признакам.
  4. Находит противоположные по значению слова, предметы.
  5. Отличает родной язык от иностранного.
  6. Сравнивает предметы по заданным критериям.
  7. Решает легкие головоломки.

Память

Отмечается пик активности памяти, поэтому в этом возрасте нередко с детьми начинают изучение иностранных языков.


В этом возрасте рекомендуется учить ребенка иностранным языкам, так как именно в 4 года наблюдается большая активность памяти.

Ребенок должен уметь:

  1. Пересказать небольшой рассказ, ситуацию, которая произошла с ним или со знакомым.
  2. Учить наизусть стихотворения.
  3. Самостоятельно находить дорогу из знакомых мест (детский сад, магазин, дом родственников).
  4. Запомнить несколько предметов и перечислять их.
  5. Повторять недлинные фразы, буквы или цифры, которые произнесены вслух.

В таком возрасте дети только учатся выражать свои эмоции, хотя это не всегда получается, формируется культура человека, которая определит его дальнейшую жизнь.

Особенности эмоционального развития в этом возрасте:

  1. Дети должны испытывать чувство сострадания при виде чужого горя.
  2. Дети понимают настроение близких людей, боятся чужих.
  3. Различают эмоции, представленные на фотографии.
  4. Усиливается чувство вины и ее признание, за чем должно следовать извинение.

Дети активно заводят новых друзей, не стесняются знакомиться на детской площадке. Необходимо поощрять это умение. Дети еще не умеют уступать, поэтому со сверстниками могут возникать ссоры, которые быстро прекращаются.

В этот период наблюдается гендерное разделение увлечений мальчиков и девочек. Последние помогают маме воспитывать младших детей, делать уборку, интересуются нарядами и куклами.

Бытовые навыки

Шнурки, пуговицы, замки, молнии — все это подвластно для детских пальцев после 4 лет. Кушает ребенок самостоятельно, легко управляя ложкой, вилкой, удерживая кружку. Пальчики становятся более ловкими. Малыш может на нитку нанизывать крупные и мелкие бусины, пуговицы. Обязательно соблюдать безопасность при игре с мелкими предметами.

Ребенок в 4 года способен самостоятельно:

  • одеваться и раздеваться;
  • кушать;
  • чистить зубы;
  • умываться;
  • пользоваться носовым платком;
  • держать осанку, сидя за столом;
  • убирать в комнате, раскладывать и упорядочивать вещи/предметы.

Осознанный интерес в этом возрасте проявляется к выращиванию растений. Это прививает чувство заботы и ответственности в будущем. Можно привлекать дошкольника к процессу приготовления пищи – лепить вареники, пельмени, делать пиццу, пирожки.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания проявляются в возможности завязывать шнурки, узелки на веревке, пользоваться столовыми приборами, следить за опрятностью одежды, поправляя ее или выворачивая в нужную сторону.

Отклонения в развитии

Чрезмерная опека ребенка родителями (когда они все делают за него) может чревато отобразиться на развитии. Признаки отклонения могут выражаться в легкой форме и носить временный характер. Корректируются воспитателями в детском саду и родителями, при грамотно составленном плане в общении с дошкольником.

Тревожные симптомы ЗПР:

  • отсутствие зрительного контакта, когда ребенок отказывается при разговоре смотреть в глаза;
  • стереотипные движения, которые проявляются длительное время;
  • постоянная и беспричинная агрессия;
  • проявление садизма – хладнокровное издевательство над животными;
  • нежелание контактировать с людьми;
  • страсть к однообразию и упорядочиванию вещей;
  • задержка речи или полное ее отсутствие;
  • низкая успеваемость в приобретении навыков;
  • постоянное нервное возбуждение или наоборот, апатия к происходящему;
  • отсутствие терпения;
  • забывчивость, регулярная потеря личных вещей.

Занятия

Основными направлениями в развитии ребенка являются логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь, непосредственный контакт с родителями для контроля поведения ребенка.

Физическое развитие

Физическая активность ребенка зависит от приобретенных навыков. Однако спешить усаживать малыша на велосипед или учить кататься на роликах не стоит, ведь нужно еще учитывать реакцию мозга на тот или иной вид спорта. Залог успешного его освоения – желание со стороны ребенка.

Занятия для улучшения двигательных навыков:

  • бег;
  • прыжки;
  • хождение по наклонной доске, бордюру, колесах;
  • подьем по вертикальной лестнице;
  • кидание и ловля мяча;
  • выполнение разных видов шагов – семенящие, с прискоком, широкие, с высоко поднятыми коленями;
  • хождение задом наперед, вправо и влево;
  • зарядка.

Можно записать ребенка в спортивный кружок, на уроки плавания, карате, на занятия гимнастикой с элементами йоги для улучшения дыхательной системы.

Психическое развитие

Родителям важно постоянно говорить о своих чувствах ребенку. Почему мама или папа огорчены, какая ситуация привела к такому состоянию. Если возник разговор на повышенных тонах, то это следствие усталости или воздействия иного раздражающего фактора, но не показатель нелюбви к ребенку.

Важно провести черту между дозволенным и непозволительным. И никто из членов семьи не должен нарушать эти правила. Если мама запрещает прыгать на кровати, а папа разрешает, то это прямое их нарушение. Таким образом, ребенок поймет, что одним из родителей можно манипулировать.

Важно объяснить, что на обоях и дверях рисовать запрещено. Но при этом предложить альтернативу. Дать дошкольнику альбом, мелки, карандаши и объяснить, где рисовать можно.

Нужно не запрещать все вокруг, а предлагать альтернативу. Например, нельзя прыгать на кровати, а вот на аттракционе в парке можно. Постоянные ограничения могут привести к отсутствию инициативы, вызвать озлобленность и неконтролируемую агрессию.

Важно всегда интересоваться мнением дошкольника, давать право выбора. Что ему нравится, хочет на завтрак кашу или пюре. Какие обои подходят в комнату (если планируется ремонт). Что он хочет смотреть. Куда пойти. Пусть ребенок принимает активное участие в жизни семьи.

Эмоциональное развитие

Осуществить грамотное воздействие на ребенка можно при помощи следующих задач:

  • формировать умение распознавать и сравнивать эмоции – весело, грустно, скучно, спокойно, страшно, интересно, объясняя на примерах сказок, жизненных ситуаций особенности проявления каждого чувства;
  • слушать музыку и обсуждать ее;
  • читать и пересказывать сказки;
  • использовать элементы театрального представления – давать ребенку выполнять разные роли (положительные и отрицательные).

Важно развивать у дошкольника чувство эмпатии, способность к сочувствию, сопереживанию.

Развитие речи

В 4 года можно осваивать технику чтения, а для этого нужно усовершенствовать уровень устной речи. Буквы для лучшего запоминания нужно рисовать на доске, лепить из пластилина, глины, прикреплять в виде магнитов на холодильник.

Рекомендованные методики:

  1. Жуковой – освоение метода перехода от простого к сложному.
  2. Зайцевой – с задействованием кубиков, когда учеба превращается в занимательный игровой процесс.


    Кубики со слогами и буквами помогают развитию речи ребёнка в 4 года

  3. Чистоговорки с быстрым проговариванием слов, с трудными звуками (Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов).
  4. Изучение на память считалок – развивается память и чувство ритма (Чтоб лететь нам на планету, смастерили мы ракету. Раз, два, три — Полетишь сегодня ты!).
  5. Изучение карточек – на какую букву начинается слово; лото в виде алфавита; собирание слова по картинкам и буквам.

Для улучшения словарного запаса нужно читать книги, рассказы, чаще разговаривать с ребенком, задавать вопросы и просить его дать развернутый ответ. Важно интересоваться, как прошел у ребенка день, что делал, что увидел, с кем разговаривал. Это будет естественным образом стимулировать его к запоминанию информации.

Обучение математике

Развитие математических способностей происходит во время формирования понятий – много, мало, больше, меньше.

Познавательные игры:

  • магазин, когда нужно уметь расплатиться за полученный товар;
  • сложение геометрических фигур с нескольких частей – овалов, квадратов, треугольников, полукругов;

  • игра с карточками, изучая счет от 1 до 10 и в обратном порядке;
  • игра – какая цифра лишняя или соединить цифры в определенном порядке и раскрасить рисунок.

Каждое обучение должно проходить весело и завлекательно, длиться не более 5-10 мин. Рекомендуется использовать методику поощрения и мотивации.

Творческое развитие

В 4 года начинается развитие художественно-эстетического познания окружающего мира. Для знакомства с разными видами искусства можно посещать выставки, ходить в музеи и театры. Для развития созидательной деятельности предложить дошкольнику клеить аппликации, делать оригами, плести бисер. Начинать работу необходимо с несложных задач, переходя к многоэлементным композициям.

Развитие мелкой моторики

Активизировать мелкую моторику можно следующим образом:

  • расстегивать и застегивать пуговицы;
  • завязывать узлы;
  • рисовать мелками, песком, кисточкой, карандашами;
  • лепка;
  • нанизывание бус;
  • игра с конструктором;
  • раскрашивание по трафарету;
  • сортировать предметы по величине, цвету, форме, объему.

Привлекать ребенка к выполнению бытовых задач, что станет отличным подспорьем его социально-бытового развития. Задача родителей – выполнять массаж пальцев и ладони ребенка, используя предметы с разными материалами и наполнителями, выраженной степенью твердости, жесткости, мягкости.

Бытовые задачи

Привлекать ребенка к выполнению бытовых задач в виде сюжетно-ролевых игр, таким образом, закрепляется процесс социализации в обществе.

Какие игры использовать:

  • ресторан – накрыть на стол, помочь в приготовлении обеда, убрать посуду;
  • большая уборка – расставить игрушки по своим местам, полить цветы, сложить вещи, протереть пыль;
  • больница – ухаживать за родителями, домашними питомцами (закрепление чувства эмпатии);
  • посещение магазина – обучать ребенка делать выбор, правильно распоряжаться финансами, рассказывать о пользе/вреде того или иного продукта, учить делать осознанные покупки.

Чтобы избежать отклонений в развитии ребенка в 4 года важно внимательно следить за его поведением, расширяя зону контакта с окружающим миром. Важно не препятствовать в получении новых знаний, поддерживать дошкольника и не зацикливаться на неудачах. В таком случае вырастет уверенная, грамотная, социально-активная и коммуникабельная личность.

Читайте также  Название группы в детском саду — как правильно выбрать?

Развитие ребенка в 4 года: видео

Кроме разницы в физическом развитии, существенные отличия между детьми наблюдаются и в приобретенных навыках. Одни карапузы к 5-ти годам успешно осваивают коньки и лыжи, другие только наращивают скорость на велосипеде.

Не стоит переживать, если ваш малыш отказывается постигать тот или иной вид спорта. Возможно его тело и головной мозг еще не готовы. Периодически предлагайте попробовать новый вид спорта для изучения, но не настаивайте. Залог успешного освоения новых навыков для детей 4-5 лет — желание со стороны ребенка.

Существует список двигательных навыков, показывающих степень развития ребенка к 4-5 годам. Среди обязательных для каждого ребенка умений можно выделить:

  • бег. Все дети к 4-5 годам должны уметь бегать с разной скоростью, меняя направление, темп движения на ходу, преодолевая небольшие препятствия;
  • прыжки. В норме к 4,5 годам ребенок должен уметь прыгать на 1 и 2 ногах, вперед, в стороны, на месте. Уметь перепрыгивать небольшие препятствия, держа ноги вместе или перескакивая, поочередно перенося ноги;
  • удерживая равновесие. Малыш должен уметь самостоятельно ходить по наклонной доске, бордюру. Удерживать равновесие стоя на одной ноге в течение нескольких минут, допускается легкое пошатывание в разные стороны;
  • лазать. С удовольствием подниматься по вертикальной лестнице, преодолевать “радугу”, спрыгивать с небольшой высоты, повиснув на перекладине;
  • ловить и кидать мяч. Дети в 4-5 лет должны уметь ловить мяч 1 и 2 руками с разного расстояния. Кидать — из разного положения: стоя, сидя, лежа, из-за головы, в разном направлении — вверх, в стороны, назад, вперед, между ног;
  • хождения на разных частях стопы: на цыпочках, пятках, внутренней и внешней стороне стопы;
  • выполнять разные виды шагов: приставные, широкие, семенящие, с высоко поднятыми коленями, с прискоком. По просьбе взрослого чередовать виды шагов в заданной последовательности (2 широких шага, 3 семенящих, 1 с прискоком);
  • ходить задом наперед, контролируя движение повернув голову в бок;
  • самостоятельно ходить по лестнице чередующимся шагом;
  • нанизывать один предмет на другой: кольца пирамидки на основу, бусины на нитку;
  • проводить при помощи линейки прямую и прерывистую линию;
  • заштриховывать при помощи карандаша рисунок;
  • раскрашивать предложенную картинку;
  • различать право — лево, хорошо ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Если ребенок к 5-ти годам не владеет 1 или несколькими указанными навыками при ваших усилиях его научить необходимо обратиться к участковому педиатру.

Память

Дети нуждаются в сбалансированном питании. Ежедневно в рационе должны присутствовать свежие фрукты и овощи. По утрам рекомендуется кормить ребенка кашей, а на обед сочетать супы и мягкую пищу. Нельзя исключать воду из рациона ребенка.

Еще по теме Режим питания ребенка на смешанном вскармливании

В норме в организм должно поступать 0,5 л воды за день, в расчет не входят соки, чай, молоко и проч.


Жареные блюда рекомендуется давать ребенку в обеденное время.

Для сохранения здоровья ребенка минимизируйте сладкое. Разрешается употреблять конфеты и шоколад 1-2 раза в неделю. Вводить новую пищу нужно постепенно, чтобы не раздражать кишечник. Жареную и острую пищу лучше не предлагать или оставить ее на обед. На ужин не рекомендуется кормить ребенка тяжелой пищей, иначе это нарушит пищеварение и сон.

Особое внимание уделяется сну. Нельзя исключать дневной сон продолжительностью 1,5-2 часа. Без режима сна нарушатся функции мозга, дошкольник будет уставшим, заторможенным и не сможет показывать тот уровень развитости, который характерен для его возраста.

Нельзя предлагать детям такого возраста чрезмерные нагрузки. Лучшие занятия спортом — на свежем воздухе. Возраст подходит для того, чтобы научиться ездить на велосипеде, играть в подвижные игры с мячом. Можно отводить ребенка на 1 час в неделю в спортивную секцию.

Полезно в таком возрасте заниматься плаваньем, данный вид спорта приводит мышцы в тонус, помогает их формированию.

Шведская стенка — способ занять дошкольника. За счет того, что дети в этом возрасте гибкие и подвижные, они смогут быстро освоить упражнения, которые полезно выполнять для здоровья.

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

Эмоциональное

В четыре годика детки весят около 15-16 килограммов и вырастают до 100-102 сантиметров, причём эти показатели у девочек и мальчиков не слишком сильно отличаются.

Перемены, происходящие с маленьким человеком, становятся особенно выраженными:

  1. Поскольку в данный момент происходит динамичное развитие скелета и мускулатуры ребёнка, заметными становятся изменения в облике малыша. За счёт того, что хрящи заменяются костями, карапуз вытягивается и у него увеличивается головка.
  2. Нормальным считается, если кроха уже имеет во рту 20 зубов – если их меньше, это повод отправиться вместе с ним к педиатру или стоматологу, и выяснить причины отставания.
  3. Дальнозоркость, обусловленная плоским хрусталиком детского глаза, обратимая издержка этого возраста, проходящая со временем. Врачи советуют родителям беречь зрение малышей и не позволять им чем-либо заниматься при плохом освещении или в темноте – это может привести к близорукости.
  4. Из-за того, что развитие позвоночника ещё не завершено, стоит следить и за тем, чтобы ребёнок не пребывал в одном положении продолжительное время, а также не поднимал тяжести.
  5. Детям противопоказано прослушивание громкой музыки, в противном случае, может наблюдаться быстрая утомляемость и снижение слуховой функции, из-за чего может пострадать произношение.

Особенностью четырёхлетнего возраста, наверное, можно считать более спокойное и уравновешенное поведение детей, которые готовы длительное время заниматься разгадыванием головоломок, сидеть за складыванием мозаики, разглядыванием картинок или рисованием.

Постепенно из мира фантазий маленький человек перемещается во взрослый, реальный мир со своими правилами и законами, которые ему ещё надо усвоить и понять. К четырём годам речь и словарный запас малыша, фактически, сформированы, а наряду с этим, возрастает способность к концентрации, позволяющая ему посвящать больше времени серьёзным занятиям – ребёнок может на протяжении 20 минут заниматься одним предметом, не проявляя признаков утомления.

Перечень накопленных навыков к четырём годам – это ценный багаж знаний ребёнка, дающий ему возможность успешно развиваться и дальше. Всё, что должен уметь ребенок в 4 года, не может быть ограничено рамками определённых сфер, понятие это многогранное, сочетающее в себе различные аспекты – психологический, физический, социальный, интеллектуальный и даже нравственный.

Исключая гиперактивных детей, двигательная активность остальных в этом возрасте несколько снижается, а девочки не столь быстры и ловки, как мальчики. В целом же, ребёнок должен уметь в четыре года:

  • пользоваться всеми частями стопы, используя, как носки, так и пятки;
  • совершать прыжки на месте и вперёд;
  • запрыгивать на небольшое возвышение и спускаться с помощью прыжка;
  • удерживать баланс, прохаживаясь по бревну;
  • прыгать и стоять на одной ножке;
  • во время ходьбы, бега, довольно быстро менять направление, не теряя координации и ориентации в пространстве
  • с уверенностью перемещаться задом;
  • залезать по вертикально расположенной спортивной лесенке;
  • передвигаться по лестнице вверх и вниз, перепрыгивая через ступеньки.

От того, насколько здоров и развит ребёнок в физиологическом плане, зависит его психическое состояние и уровень умственной деятельности. Совершенствование интеллектуальных способностей крайне важно в четырёхлетнем возрасте, поскольку осознанность действий и поступков прямо влияет на адаптацию в социальном обществе.

Проверить своего малыша на степень развитости, можно используя новые стандартные значения того, что должен уметь делать четырёхлетний дошкольник:

  • довольно быстро запоминать незнакомые слова и интересоваться их значением;
  • знать, что собой представляют многие бытовые приспособления;
  • различать стороны;
  • понимать, что такое количество;
  • распознавать время дня, ориентироваться в понятии часов и минут;
  • представлять разницу между годовыми сезонами, одушевлёнными и неживыми объектами, понятиями «верх» и «низ»;
  • уметь вести разумный диалог, отвечать на обращение ясно и понятно;
  • словами описывать увиденное в жизни, в кино и на картинках;
  • разбираться в человеческих профессиях;
  • перечислять и описывать домашних и диких животных;
  • иметь представление о буквах;
  • знать азы математики и некоторые числа.
  • Как научить ребенка определять время по часам
  • ТОП-12 игр в лужах
  • Ментальная арифметика для детей: как организовать занятия в домашних условиях
  • Что подарить воспитателям на день дошкольного работника: лучшие идеи
  • Как научить ребенка играть в шахматы с нуля?

Оставить комментарий